Билет № 17. 1. Семья как малая группа

1. Семья как малая группа.

Семья как основной институт общества выполняет определенные функции, которые можно разделить на специфические и неспецифические. I

Специфические функции отражают особенности семьи как социального явления и остаются за семьей при любых изменениях в обществе:

- рождение детей (репродуктивная функция);

- содержание и первичная социализация детей (экзистенциальная и воспитательная функции).

Неспецифические функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, досугом и т.д.

Самым ранним общественным институтом, который появился еще в первобытнообщинное время, является семья. Семья представляет со­бой союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на вос­питание. По мере развития общественных отношений семья частично передавала некоторые свои функции другим социальным институтам — церкви, органам образования и пр. Но вместе с том сомья остается наиболее важным социальным институтом общества и выполняет це­лый ряд функций:

• эмоциально -психологическая (эмоциональное общение, формиро­вание чувства защищенности);

• социально-воспитательная (образование и воспитание);

• статусная функция (наделение наследственными статусами — на­циональность, принадлежность к городскому или сельскому насе­лению, религия и пр.) и т.д.

• репродуктивная;

• хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми);

• экономическая (экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, накопление собственности и пере­дача ее по наследству);

• досуговая и др.

2. Сравните две позиции, два приоритета в экономической поли­тике государства: 1) максимально полное вытеснение государства из сферы регулирования экономических отношений, уменьшение числа его функций, полная свобода рынка и цен; 2) возрастание роли госу­дарства в регулировании экономических и социальных процессов. Какую позицию вы бы поддержали? Можно ли учесть обе позиции и добиться компромисса? Аргументируйте ваш ответ.

Стихийное рыночное регулирование зародилось в XV1-XVII вв. прежде всего в Нидерландах и Великобритании, а окончательно сло­жилось в 50-60-е гг. XIX в. в Соединенных Штатах Америки и в За­падной Европе. Основу экономики в данный период составляло круп-, нов машинное производство, общественное разделение труда было на достаточно высоком уровне. В результате основным регулятором сло­жившейся в указанный период системы рыночных отношений стала рыночная цена товара.

Однако мнению о преимуществах минимального вмешательства го­сударства в экономику противоречили регулярно повторявшиеся пе риоды спада производства, понижения спроса на товары, длительной массовой безработицы и другие отрицательные факторы. Особо разру­шительным оказался экономический кризис 1929-1933 г. в странах Запада, когда товары, не нашедшие спроса, уничтожались, а проблема. голода среди большей части населения не была решена.

Хотя рыночная экономика является эффективной системой, в то же время рынок не может регулировать все. Внутри самой рыночной системы существуют определенные негативные факторы. В частности, каждый предприниматель хочет избавиться от строгих ограничений, которые возникают в связи с конкуренцией. В результате нередко происходят тайные сговоры производителей (например, относительно цен на нефтепродукты). Кроме того, научно-технический прогресс в большинстве отраслей производства порождает крупномасштабное производство, более выгодное с точки зрения использования прогрессивных технологий. Это ведет к увеличению размера фирм, общему уменьшению их числа, что, в свою очередь, порождает тенденцию к монополизации рынка (то есть действиям (бездействию) предпринимателей, органов исполнительной власти, направленных на ограничение и устранение конкуренции, повышение цен).

Стало очевидным, что без повышения экономической роли государства невозможно нормальное функционирование рыночной системы. Учитывая это, английский экономист и общественный деятель Дж. М. Кейнс в 1936 г. сделал вывод о том, что свободная рыночная экономика не способна сама по себе, без помощи государства, поддерживать экономическую ста­бильность и полную занятость. Кейнс объяснял экономические спады и безработицу недостаточностью совокупного спроса на произведенные то­вары. Поэтому капиталистическая экономика не саморегулируема и не способна к бесконечному процветанию. Экономические колебания связаны не только с внешними факторами, но и с внутренними (отсутствием согласованности в принятии основных экономических решений, устойчивым понижением цен и заработной платы),

Таким образом, необходимо найти золотую середину — вмешатель­ство государства в экономику неизбежно, но необходимо сделать его как можно более эффективным.

Вы с другом возвращались домой со спектакля, который закончился в одиннадцать часов вечера. К вам подошел наряд милиции и попросил предъявить документы, которых у вас не оказалось. Имеют ли право сотрудники милиции задержать вас для установления личности? Что они должны предпринять для этого? Каков может быть срок вашего задержания?

В соответствии со ст. 10 Закона «О милиции» органы внутренним дол обязаны предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения.

Статья 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушения (КоАП) признает административным правонарушением, если гражданин России проживает по месту жительства или по месту пребывания без удостоверения личности гражданина (паспорта), или по недействи­тельному паспорту, либо без регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

Поэтому требования наряда милиции предъявить документы впол­не обоснованы. Более того, согласно ст. 23.3. и 27.3 КоАП сотрудники милиции были вправе в данной ситуации осуществить административ­ное задержание, которое применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рас­смотрения дела об административном правонарушении.

В силу ст. 5 Закона «О милиции» сотрудники органов внутренних дел в случае задержания несовершеннолетних обязаны сообщить родствен­никам о задержании, а также администрации по мету работы или учебы.

Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три часа (ст. 27.5 КоАП). Кроме того, в силу ст. 27.6 КОАП несовершеннолетние, в отношении которых применено администра­тивное задержание, должны содержаться отдельно от взрослых лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: