Характеристики акустических сигналов:
· для аварийных сигналов – частота 800 – 5000 Гц и уровень звукового давления в месте приема сигнала 90 – 100 дБ при длительности интервалов между сигналами 0,2 – 0,8 с;
· для предупреждающих сигналов – 200 – 800 Гц и 80 – 90 дБ при длительности сигналов и интервалов между ними 1 – 3 с;
· для уведомляющих сигналов – 200 – 400 Гц и 30–80 дБ или не менее чем на 5% ниже по отношению к уровню звукового давления аварийных сигналов.
71. В каких случаях в СЧМ целесообразно использовать речевые звуковые сигналы?
Речевые сигналы имеют предпочтение перед звуковыми в тех случаях, когда:
· сообщение сложное;
· слушатель (оператор) специально не подготовлен понимать значение закодированных сигналов;
· необходим быстрый двусторонний обмен информацией;
· сообщение относится к будущему времени и требует подготовительных операций;
· возможны ситуации большой психической напряженности, в которых нельзя поручиться за точность и своевременность декодирования сигналов оператором.
|
|
Назовите основные ИПТ к речевым сигналам в СЧМ.
Основные требования к речевым сигналам заключаются в следующем:
· уровень речевых сигналов должен быть на 10 – 20 дБ выше уровня помех в месте расположения оператора, принимающего этот сигнал;
· голос, используемый для воспроизведения речевых сигналов, должен быть хорошо понятным;
· сообщения должны произноситься беспристрастным и спокойным голосом;
· слова в сообщении должны быть разборчивыми, соответствующими смыслу ситуации и краткими.
Назовите основные направления разработки перспективных СОИ для СЧМ.
Перспективными видами являются следующие СОИ:
· многофункциональные (многошкальные);
· полимодальные (полисенсорные);
· объемные (трехмерные);
· групповые (на одной шкале попеременно показываются значения разных сигналов);
· дисплейные (одновременно показывается несколько разных сигналов);
· адаптивные (информация меняется в зависимости от условий деятельности оператора; разновидностью являются индикаторы с предсказанием);
· диалоговые (работающие в режиме запросов и ответов).
Для решения каких задач в СЧМ используются органы управления?
Органы управления в системе «Человек-машина» используются для решения следующих задач:
· ввода командной (цифровой и логической) информации;
· установки требуемых режимов работы;
· регулировки различных параметров;
· вызова информации для контроля и т.п.