Оформление заказа
Складирование
Поддержание товарно-материальных запасов
Транспортировка
Структура управления товародвижением фирмы
Сбыт – это сфера деятельности, где в конечном итоге реализуются цели фирмы. Организацию сбыта необходимо рассматривать в качестве важнейшей составляющей комплекса маркетинга. Задачи: доставить товар в такое место, в такое время и в таком количестве, чтобы это больше всего устраивало потребителя.
Организация сбыта При планировании сбыта продукции компании необходимо принять решения относительно каналов сбыта товара и географии размещения и количества торговых предприятий. Определение количества торговых точек зависит от особенностей вашего товара и месторасположения компании. При этом, необходимо учитывать следующие характеристики реализуемого товара:
| Вид товара (предмет первой необходимости, предмет «второй необходимости», предмет роскоши) |
| Стоимость товара |
| Техническая сложность товара |
| Необходимость консультаций и сервиса при продаже товара |
| Необходимость послепродажного обслуживания |
В решении вопроса о численности сбытовых предприятий, возможны следующие подходы:
| Интенсивный сбыт, при котором продажа планируется с участием большого количества продавцов для различных сегментов покупателей (например, сбыт продуктов питания) |
| Избирательный сбыт, когда количество продавцов ограничено (например, реализация мебели или модной одежды) |
| Эксклюзивный сбыт, при котором ограничено как количество продавцов, так и количество покупателей (например, продажа автомобилей) |
в зависимости от вида товара они могут сбываться напрямую потребителям, либо через торговых посредников. Как правило, напрямую сбываются технически сложные товары, а также те, которые требуют монтажа и испытаний, использования специалистов, проведения переговоров для их поставок). Среди посредников них можно выделить три основные группы:
| Оптовый торговец (или дистрибьютор, в случае товаров производственного назначения), осуществляющий дальнейшую перепродажу товара розничным торговцам, либо напрямую потребителям |
| Розничный торговец, реализующий товары потребителям |
| Торговый представитель компании (агент), способствующий заключению сделок между производителем и торговцем |
Как уже говорилось, каналы сбыта могут быть различными:
| Производитель – потребитель (предприятия бытового обслуживания, сложные промышленные изделия для организаций-потребителей) |
| Производитель – розничный торговец (агент) – потребитель (товары потребительского и промышленного назначения) |
| Производитель – оптовый торговец (агент) – розничный торговец (или дистрибьютор) – потребитель (массовые товары повседневного спроса, мелкие промышленные товары) |
выбор канала сбыта зависит от следующих факторов:
| Характеристика целевой группы потребителей (месторасположение, количество, мотивация) |
| Особенности товара |
| Степени конкуренции на рынке, реакцию конкурентов |
| Влияния факторов «внешней среды» |
| Ресурсов самой компании – производителя (финансовые, людские) |
использование различных каналов сбыта в практике маркетинга предполагает проведение постоянного контроля над их работой. При этом, критериями их работы могут быть объем продаж, затраты на обеспечение продаж, перспективы роста, порядок расчетов с потребителями, долгосрочность отношений с посредником, наличие рекламаций.
Расположение компании и ее торговых предприятий очень важно для успешного бизнеса предпринимателя. Выбор месторасположения зависит от нескольких факторов:
| Доступности для потребителей |
| Наличия необходимых условий для ведения бизнеса (инфраструктура, коммуникации, сырье, ресурсы) |
| Уровня конкуренции |
| Условий «внешней среды» (отношение с властями, отношение населения, законодательные аспекты бизнеса) |
В области управления сбыта усилия руководства сосредотачиваются на профессиональной подготовке торговых работников и их мотивации. Мотивация (в основном - через систему оплаты) должна быть эффективной и с одной стороны быть интересной торговым работникам, с другой - получать компании необходимых результатов сбыта. Здесь следует также рассмотреть использование информационных технологий, позволяющих экономить время, повышать эффективность сбыта и обеспечивать текущей информацией соответствующие службы. Возможность доступа к различным базам данных делает для многих товаров прямое обращение к потребителям выгоднее рекламы через средства массовой информации. Таким же образом с помощью информационных технологий можно установить обратную связь с клиентом и определить реакцию на изменения рынка, что позволяет оперативно вносить коррективы в принятые маркетинговые решения и уменьшать риск ошибки.






