а) учение отцов церкви позднего периода средневековья (X—XIV вв.);
б) учение отцов церкви (теософов) периода перехода от античной к средневековой философии (II—IV вв. н. э.).
(б)
125. Какая из ниже предложенных схем является правильной применительно к мировоззрению средневековья?
а) Бог б) Бог в) Бог
природа человек человек
человек природа
(а)
126. Изречение «Верую, потому что абсурдно» приписывают:
а) Юстину Мученику;
б) Ямвлиху;
в) Тертуллиану;
г) Цельсу;
д) Афиногору.
(в)
127. В гносеологическом плане средневековые мыслители в основном придерживались следующих убеждений:
а) «тварный» мир непознаваем;
б) мир, сотворенный Богом, рационален и постижим;
в) Бог рационально не постижим;
г) общезначимой истины не существует.
(б, в)
128. Важнейшей особенностью, регулятивным принципом философии средневековья является:
а) космоцентризм;
б) атеизм;
в) теоцентризм;
г) деизм;
д) антропоцентризм.
(в)
129. Аврелий Августин написал следующие произведения:
|
|
а) «Шестоднев»;
б) «О блаженной жизни»;
в) «Исповедь»;
г) «О Граде Божием»;
д) «Гортензий».
(в, г)
130. Основные цели схоластики:
а) создать философский метод по изучению природного мира;
б) с помощью разума проникнуть в истину веры и приблизить ее к мыслящему духу;
в) придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов;
г) сформулировать основы социальной философии;
д) использовать философские аргументы для исключения возможности критики святых истин.
(в)
131. Среди черт средневековой философии наиболее важны следующие:
а) зависимость от религиозной идеологии;
б) авторитаризм;
в) обращенность в прошлое – традиционализм;
г) склонность к назидательности и дидактизму;
д) увлеченность формально-логической стороной познавательной деятельности;
е) свобода в вопросах осмысления устройства мира;
ж) удаленность философских размышлений от проблем этики.
(а, б, в, г, д)
132. Основной принцип философии Фомы Аквинского.
а) гармония веры и разума;
б) "верую, ибо абсурдно".
(а)
133.Основной тезис апологетов состоял в следующем:
а) «все течет, все меняется»;
б) «все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам»;
в) «идеи христианства безумны и их должно отвергнуть».
(б)
134. Первый в Европе опыт осмысления истории принадлежит перу:
а) Григория Нисского;
б) Аврелия Августина;
в) Пьера Абеляра.
(б)
135. «Сумма теологии» Фомы Аквинского - это:
а) запись философских диалогов на богословские темы;
б) трактат, упорядочивающий и обобщающий теоретический материал;
в) сборник самостоятельных поэтических текстов, объединенных теологической проблематикой.
|
|
(б)
136. На протяжении средневековья основным источником изучения наследия Аристотеля являлись:
а) пересказы основных идей Аристотеля, сохранившиеся в фольклоре европейских народов;
б) арабские переводы Аристотеля и арабские комментарии к нему;
в) к наследию Аристотеля как представителя языческой философии в средневековье вообще не было никакого интереса.
(б)
137. Синтез идей Аристотеля, неоплатоников и аль Кинди осуществлен в философии:
а) Авиценны;
б) Абелляра;
в) Аверроэса.
(а)
138. Автором идеи «двойственной истины» (о независимом существовании истин религии и философии) является;
а) Аверроэс;
б) Фома Аквинский;
в) апостол Павел.
(а)