Рекомендации к работе над темой. При работе над данной темой студент должен

При работе над данной темой студент должен:

1. Овладеть основными понятиями, используя конспект лекций и рекомендованную литературу.

2. Усвоить, что личность – прижизненно формирующаяся в предметной деятельности и общении, индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй его чувств и поведения.

3. Уяснить, что в широком плане личность является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное измерение личности зависит от влияния культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан. Важными слагаемыми личности являются социальные роли, а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других людей представление о собственной особе, и отражённое «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Уровень психической организации человека определяется особенностями его отдельных психических процессов, состояний и свойств личности.

Не существует какого-либо универсального принципа организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы и многогранны. Биологическое может выступать по отношению к психическому как его механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельных актов поведения, как условие возникновения психических явлений и т.д. Ещё более многообразны и многоплановы связи психического и социального.

4. Каждый человек характеризуется ясно выраженным своеобразием, т.е. личность индивидуальна в своих проявлениях. В то же время личность характеризуется совокупностью более или менее постоянных, устойчивых особенностей, называемых психическими свойствами личности.

Различают следующие психические свойства личности:

направленность личности;

темперамент;

характер;

способности.

5. Личность – человек как социальное существо, включённое в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определённую общественную роль.

Роль это социальная функция личности: роль матери, роль жены, роль учителя, роль студента и т.д. Социальная роль – это нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого человека, занимающего данное положение в обществе. Кроме прав и обязанностей, социальная роль связана с определёнными видами социальной деятельности и поэтому всегда несёт на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (осуждение роли преступника).

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а множество социальных ролей.

6. Личность имеет определённую структуру – связь, взаимодействие относительно устойчивых компонентов (черт) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Первым уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врождённые свойства типа нервной системы и темперамента.

Вторая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, проявляющихся в памяти, восприятии, ощущениях, мышлении, способностях, зависящих как от врождённых факторов, так и от тренировки и развития этих качеств.

Следующим уровнем личности является также её индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретённые человеком знания, навыки, умения и привычки (формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер).

Высшим уровнем личности является её направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Эта подструктура наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе.

6. Важно знать, что предпосылкой того или иного поступка, источником деятельности человека является потребность. Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на три группы:

а) условия для жизни и развития человека как естественного организма (естественные или органические потребности);

б) условия для жизни и развития человека как индивидуума (условия для общения, познания, труда);

в) условия для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения его индивидуализированных потребностей.

Потребность это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.

Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленность всей психики человека – его чувств, мышление, воли и сенсорных систем.

Потребности можно разделить по основным видам человеческой активности:

1) потребности познания и созидания, связанные с трудом;

2) потребности в игре, поучении, самореализации, связанные с развитием;

3) нравственные и духовные потребности, связанные с социальным общением, социальной идентификацией.

Все эти потребности личности социально обусловлены, определяются культурно-историческими условиями того или иного общества и поэтому называются социогенными.

Большая сфера потребностей человека обусловлена биологической необходимостью – биогенные потребности (витальные, от лат. vita – жизнь).

К ним относятся:

1) потребность безопасности, самосохранения;

2) потребность в восстановлении энергии и двигательной активности;

3) потребность в подготовке к преодолению препятствий;

4) потребность в продолжении рода.

Естественные органические потребности человека возникают без специального формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе воспитания.

В зависимости от того, с какими социальными ценностями связаны потребности, различаются разные их уровни – высшие и низшие.

Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворённая потребность сначала угасает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими.

Возникновение определённых насущных потребностей организует психику на постановку соответствующих целей.

7. При изучении вопроса «Движущиеся силы, условия и механизмы развития личности» особое внимание обращается на мотивационное объяснение личности. Мотивация – это обусловленное актуализированное потребностью возбуждение определённых нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний. К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Интерес это эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость. Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).

Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения.

Желание мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определённый этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий.

Страсть очень стойкое аффективное стремление к определённому объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придаёт соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.

Страсть может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к азартным играм) ведут к деградации личности. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (страсть к искусству, науке).

Состояние навязчивого тяготения к определённой группе объектов называется влечением.

Влечение могут быть естественными и сформированными в социальных условиях. Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь немного могут регулироваться сознанием. Инстинктивные, органические влечения: 1) ориентировочные реакции, 2) сексуальное влечение, 3) голод (пищевое влечение), 4) жажда, 5) влечение материнства.

Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной. Сознательная мотивация связана с намерением.

Намерение это сознательно принимаемое решение достичь определённой цели с отчётливым представлением средств и способов действия.

Намерение обладает динамическими свойствами – силой, направленностью. Сознательным обоснованием намерения является мотив.

Мотив это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки.

Установка - состояние готовности к определённому способу поведения в определённых ситуациях.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Составьте словарь терминов и персоналий, изученных по данной теме.

2. Дайте определение понятий: «человек», «субъект», «личность», «индивидуальность». Укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга.

3. По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне её развития и общественной ценности? Особо проанализируйте роль активности личности.

4. Определите сущность и роль человеческих потребностей. Какое место в системе потребностей человека занимают потребности в труде и общении? На основе чего, как и при каких условиях, они формируются?

5. Раскройте психологическую структуру интереса. Укажите основные характеристики интересов.

6. Как соотносятся потребности и интересы с мотивами поведения личности? Что ещё может выступать в качестве побуждений к поступкам и деятельности? Раскройте понятие «конформизм».

7. Что такое притязания личности, и какую роль они играют в поведении и развитии личности? Можно ли и нужно ли влиять на формирование притязаний? Если да, то почему, и в каком плане?

8. Роль интересов в развитии личности особенно наглядно проявляется в учебной деятельности, в процессе усвоения знаний.

- Какими способами вы поддерживаете интерес учащихся в течение урока (занятия) и развиваете его во внеклассной работе?

- Какое влияние оказывают интересы на общую успеваемость школьников?

9. Напишите как можно больше положений, подтверждающих, что общество - источник развития личности.

10. Составьте схему факторов, определяющих психологический опыт личности, используя указанную ниже литературу:

Воробьёва Л.И., Снегирёва Т.В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода \\ ж-л Вопр. Психол., 1990, № 2, с. 5-13.

11. Напишите эссе на тему: «Проблемы существования человека», используя указанную ниже литературу:

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М., 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: