1. Белоус В.В Темперамент и деятельность: Учебное пособие. – Пятигорск, 1990
2. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1988.
3. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. – М.: Просвещение, 1989.
4. Небылицын В.Д. Психофизиологическое исследование индивидуальных различий. – М.: Наука, 1976.
5. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека \\ Избранные психологические труды (Под ред. Б.Ф.Ломова) – М.: Педагогика, 1990.
6. Рогов Е.А. Азбука психологии: Психология человека. – М.:«Вла-дос», 2000.
7. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.: Наука, 1979.
8. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М., 1984.
9. Стреляц Я. Роль темперамента в психологическом развитии. \Пер. с пол. под. общ. ред. И.В.Равич – Щербо. – М.: Прогресс, 1982.
Вопросы и задания для самоконтроля
«Характер»
1. Какая зависимость существует между характером и темпераментом? В чём общность и различие между ними? Докажите, что свойства характера определяются не биологическими, а общественными закономерностями.
2. Какие индивидуально-своеобразные психологические свойства человека можно назвать свойствами или чертами характера?
3. Чем объяснить, что в трудные критические моменты характер человека проявляется наиболее полно? Приведите примеры подтверждающие, что характер формируется в течение жизни, путём воспитания, а не является прирождённым и неизменным.
4. Как в межличностных отношениях проявляется характер?
5. Что такое физиогномика? Выберите правильный ответ:
1). а) характер и темперамент – это одно и то же;
б) характер – основа темперамента;
в) темперамент – основа характера;
г) все ответы правильные
2). О характере человека можно судить:
а) по цвету его глаз;
б) по особенностям линий на руке;
в) по его гороскопу;
г) по привычкам и типичным действиям;
д) все ответы правильные
6. Опишите, как вы в своей педагогической деятельности воспитываете положительные черты характера у учащихся (коллективизм, трудолюбие и др.) и преодолеваете отрицательные?
7. Проанализируйте какой-либо отрывок из литературного произведения, в котором ярко раскрываются отдельные черты характера. Проанализируйте, о каких чертах характера свидетельствуют поступки героев. С какими качествами личности и психическими процессами связаны обнаружившиеся черты?
Темы контрольных работ
1. Типология характеров
2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.
3. Формирование характера.
4. Личность и характер человека.
Литература
Основная: 1, 2, 6, 7, 11, 12