Если основу проработки целевого и содержательного разделов проектов первого
типа составляет анализ социально-культурных проблем, то первый шаг социально-
педагогического проектирования — характеристика аудитории проекта (социальной
группы или категории населения, самодеятельной общности и т.д.).
В основу характеристики аудитории могут быть положены различные критерии:
1. Интересы, типичные для личности или социальной общности и
проявляющиеся в эмоционально окрашенном отношении человека к тому или иному
объекту, явлению, в осознании его субъективной значимости, привлекательности.
Интерес — это прежде всего результат и форма проявления познавательной
активности. Осознанный интерес выступает как мотив, намерение, как
целеустремленное отношение человека к объекту его потребностей, он отражает
значимость и ценность для человека того или иного предмета или явления
окружающего мира, характеризует его активность по овладению ими.
Опыт разработки социально-культурных программ показывает, что обращение к
|
|
интересу как основной характеристике аудитории программы не всегда эффективно
— в силу вторичности интереса (за ним всегда стоит какая-либо нужда,
потребность), его непроявленности, несформированности или даже
деформированности, а также в силу компенсаторного характера того объекта, на
который он направлен. Сфера использования этой характеристики — коммерческие
программы, эффективность которых обеспечивается предварительным изучением
интересов населения и прогнозированием на этой основе спроса на те или иные
услуги и готовности их оплатить.
Однако при этом случае следует иметь в виду, что есть определенные интересы,
консолидирующие большие группы людей и представляющие в этой связи большую
социальную ценность. Неучет этих интересов может вести к возникновению
социального напряжения, появлению у людей проблем, которые придется, рано или
поздно, решать, в том числе и средствами социально-культурной деятельности.
2. Потребности человека — как осознаваемая и переживаемая им нужда в
определенного рода объектах и условиях, необходимых для его существования и
развития, выступающая источником его активности и определяющая характер и
направленность его чувств, мыслей, поведения, деятельности.
Характеристику потребностей личности необходимо и целесообразно осуществлять
в том случае, если формой реализации проекта будет социально-культурная
общность (клуб, ассоциация, фонд, самодеятельное объединение и т.п.). Учет в
содержании проекта типичных потребностей, приводящих человека в социально-
|
|
культурную общность, создаст необходимые предпосылки для творческой
активности личности, обеспечит условия социальной востребованности ее
потенциала, станет гарантией эффективности программы.
Наиболее актуальными потребностями, удовлетворение которых человек связывает
с социально-культурной общностью, являются:
— потребность в признании, справедливости;
— потребность в самовыражении, самоутверждении, доминировании, лидерстве;
— потребность в социально-психологической включенности, безопасности, в
подчинении, покровительстве;
— потребность в социально-психологической и этнокультурной идентичности;
— потребность в самореализации, смысле жизни.
3. Основной характеристикой аудитории в социально-педагогическом проектировании
являются личностные (или социально-психологические) проблемы,
определяющие, наряду с социально-культурной проблематикой, цели и задачи
проекта, виды и содержание деятельности.
Источником личностных проблем является проблемная ситуация, которая на
субъективном уровне может преобразоваться либо в задачу (в том случае, когда
субъект обладает возможностями ее разрешения), либо в проблему, когда субъект
осознает невозможность средствами наличного знания и опыта разрешить
определенные трудности и противоречия, возникшие в конкретных жизненных
обстоятельствах.
При характеристике личностных проблем необходимо видеть различные аспекты и
грани их содержания:
Во-первых, личностные проблемы отражают и характеризуют неоптимальное
взаимодействие субъекта и его социально-культурного окружения. В таком случае
их можно рассматривать как внутренние состояния человека, включенного в
противоречивую по своему содержанию среду и испытывающего в ней определенные
преграды, трудности (физические, биологические, психологические, социальные,
культурные), возникающие в процессе удовлетворения потребностей человека,
достижения значимых для личности ситуаций, благоприятных жизненных
обстоятельств.
Во-вторых, личностными проблемами являются противоречия внутреннего мира
человека, вызванные актуализацией противоположных целей, стремлений и
ценностей, внутренней невозможностью реализации жизненного замысла (т.е.
преграды и трудности, обусловленные рассогласованностью внутреннего мира
человека).
В-третьих, проблема есть переживаемое личностью психологическое состояние,
вызванное неудовлетворенными потребностями, недостижимыми обстоятельствами,
неосуществленными жизненными замыслами.
Осознание личностью или группой какого-либо противоречия как проблемы
стимулирует социокультурную деятельность по изменению ситуации, ее
порождающей, поиску новых форм, средств и способов взаимодействия с
социальным и предметным миром, что позволяет рассматривать носителя проблем в
качестве аудитории проекта.
Ниже приведем формулировки личностных проблем, типичных для категорий и
социальных групп, представляющих реальную и потенциальную аудиторию
социально-педагогических программ: одиночество, отсутствие круга друзей,
общения; непризнание ближайшим окружением; непонимание со стороны близких;
потеря авторитета, невозможность влиять на других; социальная незащищенность
личности; отсутствие условий самореализации в труде; невостребованность
личностного потенциала; трудности в общении с противоположным полом;
невозможность реализовать себя в рамках семейных ролей; невозможность
отождествить себя с определенной этнокультурной, профессиональной, социальной,
духовной общностью; ощущение личностной несостоятельности, собственной
ненужности, сомнения в личностной ценности; утрата (переоценка) доминирующих
|
|
жизненных ценностей; кризис смысла жизни (неудовлетворенность прошлым,
смысловая и эмоциональная ненасыщенность настоящего, отсутствие целей в
будущем); потеря самоуважения; комплекс неполноценности; низкая самооценка,
неуверенность в себе; робость, боязнь быть отвергнутым; неудовлетворенность
социальным статусом, профессией, сферой интимно-личностных отношений;
неуверенность в завтрашнем дне; тревога, безнадежность, беспомощность; утрата
личностной, социальной или национально-культурной идентичности и т.д.
Содержание и характер личностных проблем позволяют уточнить объектную область
проектирования социального педагога, которая включает личность и ее
ближайшее социальное окружение — социально-психологическую среду.
Следовательно, социально-педагогические проекты, ориентированных на разрешение
данных проблем, укладываются в две приоритетных области проектирования:
социально-психологическую и духовно-нравственную культуру.
Средства же их решения (т.е. направления и виды социально-культурной
деятельности) могут быть любые — все зависит от идеи проекта, социально-
педагогического потенциала того или иного вида социально-культурной
деятельности, а также соответствующих ресурсов, необходимых для практической
реализации проекта.
Характеризуя аудиторию проекта, необходимо выделить наиболее сущностные
социально-психологические и социально-культурные проблемы, обосновать их
конкретными данными, аргументировать их актуальность, раскрыть возможности
разрешения (или предупреждения) в рамках разрабатываемого проекта.
В технологии разработки социально-педагогических программ анализ личностных
проблем представляет наибольшую сложность, ибо требует не только
специфических инструментальных навыков, но и способности войти во внутреннее
состояние другого человека.
Для иллюстрации содержательной и смысловой взаимосвязи разделов “аудитория —
проблемы — цели — задачи — содержание деятельности” обозначим идеи
|
|
отдельных социально-педагогических проектов и программ, аудиторией которых
являются приоритетные категории населения (как с позиции общественной
значимости, так и с точки зрения возможных источников финансирования проектов):
семья, трудные подростки, лица пожилого возраста, инвалиды (или
лица с ограниченными функциями).