Программ

Если основу проработки целевого и содержательного разделов проектов первого

типа составляет анализ социально-культурных проблем, то первый шаг социально-

педагогического проектирования — характеристика аудитории проекта (социальной

группы или категории населения, самодеятельной общности и т.д.).

В основу характеристики аудитории могут быть положены различные критерии:

1. Интересы, типичные для личности или социальной общности и

проявляющиеся в эмоционально окрашенном отношении человека к тому или иному

объекту, явлению, в осознании его субъективной значимости, привлекательности.

Интерес — это прежде всего результат и форма проявления познавательной

активности. Осознанный интерес выступает как мотив, намерение, как

целеустремленное отношение человека к объекту его потребностей, он отражает

значимость и ценность для человека того или иного предмета или явления

окружающего мира, характеризует его активность по овладению ими.

Опыт разработки социально-культурных программ показывает, что обращение к

интересу как основной характеристике аудитории программы не всегда эффективно

— в силу вторичности интереса (за ним всегда стоит какая-либо нужда,

потребность), его непроявленности, несформированности или даже

деформированности, а также в силу компенсаторного характера того объекта, на

который он направлен. Сфера использования этой характеристики — коммерческие

программы, эффективность которых обеспечивается предварительным изучением

интересов населения и прогнозированием на этой основе спроса на те или иные

услуги и готовности их оплатить.

Однако при этом случае следует иметь в виду, что есть определенные интересы,

консолидирующие большие группы людей и представляющие в этой связи большую

социальную ценность. Неучет этих интересов может вести к возникновению

социального напряжения, появлению у людей проблем, которые придется, рано или

поздно, решать, в том числе и средствами социально-культурной деятельности.

2. Потребности человека — как осознаваемая и переживаемая им нужда в

определенного рода объектах и условиях, необходимых для его существования и

развития, выступающая источником его активности и определяющая характер и

направленность его чувств, мыслей, поведения, деятельности.

Характеристику потребностей личности необходимо и целесообразно осуществлять

в том случае, если формой реализации проекта будет социально-культурная

общность (клуб, ассоциация, фонд, самодеятельное объединение и т.п.). Учет в

содержании проекта типичных потребностей, приводящих человека в социально-

культурную общность, создаст необходимые предпосылки для творческой

активности личности, обеспечит условия социальной востребованности ее

потенциала, станет гарантией эффективности программы.

Наиболее актуальными потребностями, удовлетворение которых человек связывает

с социально-культурной общностью, являются:

— потребность в признании, справедливости;

— потребность в самовыражении, самоутверждении, доминировании, лидерстве;

— потребность в социально-психологической включенности, безопасности, в

подчинении, покровительстве;

— потребность в социально-психологической и этнокультурной идентичности;

— потребность в самореализации, смысле жизни.

3. Основной характеристикой аудитории в социально-педагогическом проектировании

являются личностные (или социально-психологические) проблемы,

определяющие, наряду с социально-культурной проблематикой, цели и задачи

проекта, виды и содержание деятельности.

Источником личностных проблем является проблемная ситуация, которая на

субъективном уровне может преобразоваться либо в задачу (в том случае, когда

субъект обладает возможностями ее разрешения), либо в проблему, когда субъект

осознает невозможность средствами наличного знания и опыта разрешить

определенные трудности и противоречия, возникшие в конкретных жизненных

обстоятельствах.

При характеристике личностных проблем необходимо видеть различные аспекты и

грани их содержания:

Во-первых, личностные проблемы отражают и характеризуют неоптимальное

взаимодействие субъекта и его социально-культурного окружения. В таком случае

их можно рассматривать как внутренние состояния человека, включенного в

противоречивую по своему содержанию среду и испытывающего в ней определенные

преграды, трудности (физические, биологические, психологические, социальные,

культурные), возникающие в процессе удовлетворения потребностей человека,

достижения значимых для личности ситуаций, благоприятных жизненных

обстоятельств.

Во-вторых, личностными проблемами являются противоречия внутреннего мира

человека, вызванные актуализацией противоположных целей, стремлений и

ценностей, внутренней невозможностью реализации жизненного замысла (т.е.

преграды и трудности, обусловленные рассогласованностью внутреннего мира

человека).

В-третьих, проблема есть переживаемое личностью психологическое состояние,

вызванное неудовлетворенными потребностями, недостижимыми обстоятельствами,

неосуществленными жизненными замыслами.

Осознание личностью или группой какого-либо противоречия как проблемы

стимулирует социокультурную деятельность по изменению ситуации, ее

порождающей, поиску новых форм, средств и способов взаимодействия с

социальным и предметным миром, что позволяет рассматривать носителя проблем в

качестве аудитории проекта.

Ниже приведем формулировки личностных проблем, типичных для категорий и

социальных групп, представляющих реальную и потенциальную аудиторию

социально-педагогических программ: одиночество, отсутствие круга друзей,

общения; непризнание ближайшим окружением; непонимание со стороны близких;

потеря авторитета, невозможность влиять на других; социальная незащищенность

личности; отсутствие условий самореализации в труде; невостребованность

личностного потенциала; трудности в общении с противоположным полом;

невозможность реализовать себя в рамках семейных ролей; невозможность

отождествить себя с определенной этнокультурной, профессиональной, социальной,

духовной общностью; ощущение личностной несостоятельности, собственной

ненужности, сомнения в личностной ценности; утрата (переоценка) доминирующих

жизненных ценностей; кризис смысла жизни (неудовлетворенность прошлым,

смысловая и эмоциональная ненасыщенность настоящего, отсутствие целей в

будущем); потеря самоуважения; комплекс неполноценности; низкая самооценка,

неуверенность в себе; робость, боязнь быть отвергнутым; неудовлетворенность

социальным статусом, профессией, сферой интимно-личностных отношений;

неуверенность в завтрашнем дне; тревога, безнадежность, беспомощность; утрата

личностной, социальной или национально-культурной идентичности и т.д.

Содержание и характер личностных проблем позволяют уточнить объектную область

проектирования социального педагога, которая включает личность и ее

ближайшее социальное окружение — социально-психологическую среду.

Следовательно, социально-педагогические проекты, ориентированных на разрешение

данных проблем, укладываются в две приоритетных области проектирования:

социально-психологическую и духовно-нравственную культуру.

Средства же их решения (т.е. направления и виды социально-культурной

деятельности) могут быть любые — все зависит от идеи проекта, социально-

педагогического потенциала того или иного вида социально-культурной

деятельности, а также соответствующих ресурсов, необходимых для практической

реализации проекта.

Характеризуя аудиторию проекта, необходимо выделить наиболее сущностные

социально-психологические и социально-культурные проблемы, обосновать их

конкретными данными, аргументировать их актуальность, раскрыть возможности

разрешения (или предупреждения) в рамках разрабатываемого проекта.

В технологии разработки социально-педагогических программ анализ личностных

проблем представляет наибольшую сложность, ибо требует не только

специфических инструментальных навыков, но и способности войти во внутреннее

состояние другого человека.

Для иллюстрации содержательной и смысловой взаимосвязи разделов “аудитория —

проблемы — цели — задачи — содержание деятельности” обозначим идеи

отдельных социально-педагогических проектов и программ, аудиторией которых

являются приоритетные категории населения (как с позиции общественной

значимости, так и с точки зрения возможных источников финансирования проектов):

семья, трудные подростки, лица пожилого возраста, инвалиды (или

лица с ограниченными функциями).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: