Лица с ограниченными функциями: направления и методы социокультурной

реабилитации и адаптации[86].

Характерная для этой категории проблемная ситуация заключается прежде всего в

социально-психологической неадаптированности инвалидов, их отверженности

социумом и возникающих на этой почве чувства тревожности, незащищенности,

комплекса неполноценности. Основной источник этих проблем — определенные

нарушения, ограничивающие возможности человека (трудности, связанные с

контролем за своим поведением, ограниченные способности к самообслуживанию,

передвижению, обучению, способности самостоятельно ориентироваться в

окружающей среде, осуществлять трудовую деятельность, устанавливать

оптимальные контакты с другими людьми и др.).

Но есть и другая сторона проблемной ситуации — негативное отношение здоровых

людей к инвалидам. Исследования американских социологов показывают, что

отношения эти носят характер “доминирования-подчинения” и порождают

противоречивые чувства — с одной стороны, неприятие или даже враждебность, с

другой — симпатию и сочувствие. Поэтому программы для этой категории должны

носить прежде всего социально и психолого-реабилитационный характер.

Методология их формирования — не изоляция, а социальная интеграция, включение

человека в различные виды и сферы общественной деятельности и социальные

институты (путем формирования социальных навыков, отработки правил и норм

общения); изменение отношений здоровых к лицам с физическими и психическими

недостатками.

Программы для инвалидов могут иметь различную направленность[87]:

Программы психологической реабилитации. Основной целевой установкой

таких программ является формирование психологических качеств и способностей,

обеспечивающих мотивационную готовность и успешность человека в различных

сферах деятельности, и прежде всего в образовательной и трудовой.

Основными задачами таких программ являются:

— восстановление и развитие интеллектуальных функций (психомоторики, памяти,

интеллекта, мышления и др.);

— снижение уровня локальных эмоциональных расстройств (возбудимости,

тревожности, эмоциональной неустойчивости и т.д.);

— развитие навыков и способностей к волевым усилиям и психической саморегуляции;

— повышение коммуникативной культуры личности (развитие коммуникативных

навыков, оптимизация отношений в семье, расширение круга интересов,

формирование социальных ценностных ориентаций);

— формирование адекватного отношения к собственному “Я” (адекватной

самооценки, понимания своих проблем и возможностей);

— развитие навыков творческого самовыражения и принятия решений, потребности

в самореализации в социально значимых формах.

В процессе разработки психолого-реабилитационных программ необходимо

определить целевые установки и задача проекта в зависимости от

функционального состояния, имеющихся нарушений и ограничений, возрастного

этапа развития, а также реабилитационных возможностей планируемых в рамках

проекта средств и методов.

Психолого-реабилитационные программы могут включать такие методы и способы

организации аудитории как психологический тренинг (аутотренинг, тренинг

креативности, коммуникативный тренинг и др.), психотерапию (в том числе

семейную), игротерапию (сюжетно-ролевые, спортивные, диагностические,

дитактические, вербальные и другие игры), арттерапию, библиотерапию (как

один из ее вариантов — сказкотерапию), психологические консультации и др.

Социально-реабилитирующие программы решают задачи успешной социализации

детей с ограниченными возможностями путем включения их в различные формы

внеобразовательной социокультурной практики, способствуют социально-средовой и

социально-бытовой адаптации в зависимости от имеющихся нарушений и ограничений

жизнедеятельности, содействуют наиболее эффективной подготовке к труду и

самостоятельной жизнедеятельности (включая формирование навыков

самообслуживания), развивают пространственно-временные представления

(социально-бытовая ориентировка, ориентация в пространстве), расширяют

социальные связи человека со средой (например, посредством включения ребенка в

деятельность общественных организация, учебно-воспитательных, спортивных и

культурно-досуговых учреждений).

Одной из форм выработки навыков взаимодействия с социумом может стать

социально-психологический тренинг, в рамках которого проигрывается активная

роль инвалида в общении с другим человеком, обсуждается его положение в

обществе, формируется положительная “Я-концепция”, обретается уверенность в

себе; происходит отработка социальных навыков и специфических социальных

умений: поиск работы, взаимоотношений в семье, дружба, ухаживание и т.д.

Вторая группа задач в рамках социально-реабилитирующих программ должна быть

ориентирована на здоровых людей — формирование у них соответствующей

установки по отношению к инвалидам (т.е. научить принимать и ценить людей с

физическими и умственными недостатками; изменить установку здоровых людей,

придать ей позитивный характер). В рамках такого рода программ можно

предусмотреть специальные уроки в школах, которые будут включать наблюдение и

помощь инвалидам, общение с ними, вхождение в их ситуацию (например, здоровые

дети двигаются с закрытыми глазами, примеряют ортопедическую обувь, пробуют

освоить книги для слепых и др., после чего проводятся дискуссии, дети

описывают свои переживания). За рубежом практикуется создание кукольных

театров, в которых часть персонажей представлена куклами-инвалидами. Задача

таких спектаклей — передать детям убеждение, что инвалид имеет право быть

принятым в общество таким, какой он есть.

Профессионально-ориентационные и реабилитационные программы обеспечивают

адекватное профессиональное самоопределение (выбор профессии в соответствии с

индивидуальными возможностями личности и запросами общества); формируют

ценностные ориентации, мотивы и установки по отношению к определенным видам

профессиональной деятельности, воспитывают трудолюбие, развивают инициативу,

предприимчивость, творчество.

Например, проект “Выбор профессии” решает задачи профессионального

самоопределения детей с различного рода отклонениями в развитии, помогая

человеку понять себя, свои сильные и слабые стороны, интересы и ценности,

уровень способностей и границы возможностей, определить перспективы

профессионального образования и трудовой жизни в целом. Формы и содержание

деятельности в рамках проекта выстраиваются таким образом, чтобы обеспечить

пять аспектов личностного развития и профессионального самоопределения: а)

“Образ “Я” — знание себя, своих качеств, способностей и возможностей, сильных и

слабых сторон; б) “Мои социальные роли” — выработка позиций и адекватных

ожиданий личности в отношении семьи, друзей, общества, трудовой деятельности;

в) ”Работа” — моделирование вариантов максимально эффективного использования

своего потенциала на рынке труда, возможных условий профессионального

самоопределения и роста; г) ”Карьера” — осознание карьеры как способа

достижения личного успеха и удовлетворенности трудом, как нелинейной модели

продвижения по служебной лестнице, которая не исключает последовательную смену

видов деятельности, профессий и даже мест работы, где периоды работы могут

чередоваться с безработицей; д) “Изменение” — развитие качеств и способностей

личности, обеспечивающих ее адекватную реакцию и успешную адаптацию к

возможным изменениям, формирование навыков решения социальных и личностных

проблем.

В рамках такой программы можно предусматривать практику-стажировку

подростков на конкретных рабочих местах — в различных фирмах (помощник

секретаря, лаборант, экспедитор), учреждениях образования (помощник

психолога, социального педагога), здравоохранения и социальной защиты

(санитар, сиделка, помощник социального работника), на производстве и в

торговле (розничная продажа и торговля, обслуживание и ремонт).

Формами реализации программ, обеспечивающих профессиональное

самоопределение и направленных на решение психофизических и

социально-психологических проблем путем включения подростка в различные виды

трудовой деятельности, могут быть:

— производственные мастерские при школьных учебно-производственных комбинатах

(или непосредственно при коррекционных школах);

— предпринимательские мини-фирмы, участие в которых будет способствовать

развитию навыков предпринимательской деятельности, приобретению опыта

организации собственного дела;

— производственные кооперативы (в том числе и совместного труда с родителями,

сверстниками, педагогами).

Профессионально-образовательные программы. Их основная задача —

подготовка человека к самостоятельной трудовой жизни в реальных условиях

рыночной экономики, помощь в овладении знаниями, умениями и навыками в области

рекомендуемой профессии.

В качестве примера проектного решения такого рода задач можно привести

программу “Технология ”, которая сегодня вводится как в

общеобразовательные, так и коррекционные школы. Программа включает основы

экономики, менеджмента, бизнеса, маркетинга, предпринимательства. В рамках

программы подростки знакомятся с наиболее распространенными и перспективными с

точки зрения будущего трудоустройства технологиями — графикой, технологиями

обработки ткани, пищевых продуктов, художественной обработки материалов,

информационными, оформительско-дизайнерскими и строительными технологиями.

Рост числа инвалидов[88], превращение их

во все более значимую в количественном отношении социальную группу диктует

необходимость поиска принципиально новых подходов к решению проблем

социально-психологической и социально-культурной реабилитации инвалидов,

актуальность разработки научно-обоснованных принципов, приоритетов и

механизмов специализированной социокультурной политики в отношении

данной группы населения, учитывающей ее количественные и качественные

особенности, региональные возможности и специфику современной социокультурной

ситуации[89].

В качестве примера одного из возможных подходов к решению данной группы задач

приведем обоснование замысла научно-исследовательского проекта “Культура

и инвалиды”, актуальность которого определяется повышением удельного веса

инвалидов в социально-демографической структуре общества, с одной стороны, и

отсутствием на региональном уровне концепции реабилитации инвалидов средствами

культуры и искусства — с другой.

Методологию, основную идею и содержание данного исследования определяет

характер проблем инвалидов, которые возникают в системе “человек — среда” и

носят, преимущественно, социально-личностный характер, т.е. переживаются

личностью как трудности и препятствия, возникающие в процессе удовлетворения

значимых социальных потребностей (непризнание ближайшим окружением,

отверженность, социальная незащищенность, неблагоприятное самочувствие в

социальной среде, неадекватная оценка со стороны других, отсутствие

эмоциональной поддержки, чуткости, внимания, внутренний дискомфорт и чувство

неполноценности, отсутствие условий для самореализации в сфере досуга и

др.).

Носителем обозначенных выше проблем является сам инвалид, однако в качестве

объекта социально-культурной и социально-педагогической регуляции необходимо

рассматривать не столько инвалида, сколько его социальное окружение, которое

в результате целенаправленных акций и мероприятий должно принципиально

измениться, ибо обрести социальный статус, ощутить личностную значимость

человек может лишь тогда, когда изменится отношение к нему со стороны

общества, его социальных институтов, ближайшего социального окружения.

Цель исследования — разработать теоретические и организационно-методические

основы социальной реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства с

учетом региональной специфики.

Задачи исследования: выявить социальные, социально-культурные и личностные

проблемы различных категорий инвалидов; исследовать потенциал и специфику

различных видов художественной деятельности как средства социальной

реабилитации и адаптации; изучить современное состояние и определить

институциональные ресурсы совершенствования социокультурной реабилитации

инвалидов; определить приоритетные направления деятельности учреждений

культуры и досуга по социальной адаптации и реабилитации инвалидов;

разработать теоретические и методические основы формирования социально-

культурных программ, оптимизирующих социальное и психологическое самочувствие

инвалидов; скорректировать приоритеты региональной культурной политики с

учетом актуальности проблемы социокультурной реабилитации лиц с ограниченными

возможностями; разработать межотраслевую региональную концепцию

социокультурной адаптации инвалидов.

Содержание работы в рамках проекта: разработка программы и инструментария

исследования; проведение социологического исследования с целью изучения

социальных и социально-психологических проблем инвалидов; контент-анализ

публикаций по проблемам социальной адаптации и реабилитации различных групп

инвалидов; подготовка и проведение серии поисково-диагностических деловых игр

по разработке социально-культурных программ, оптимизирующих отношения в

системе “инвалид — социальная среда”; анализ и обобщение результатов

исследования; разработка межотраслевой региональной концепции социальной

адаптации и реабилитации инвалидов; подготовка пакета методических

рекомендаций обществам инвалидов, органам власти, учебным заведениям.

Ожидаемые результаты:

1.Теоретическая концепция социально-психологической адаптации и социальной

реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства, включающая: принципы

реабилитации и адаптации; региональные условия оптимизации социальной

адаптации инвалидов средствами культуры и искусства с учетом существующей

инфраструктуры; информационное, кадровое, правовое и организационное

обеспечение региональной политики социальной реабилитации инвалидов;

2.Теоретические и методические рекомендации по разработке социально-

культурных программ для инвалидов;

3.Рекомендации органам исполнительной власти, органам управления в сфере

культуры, образования, здравоохранения, политическим, общественным

организациям, деловым кругам по вопросам оптимизации процессов

социокультурной реабилитации инвалидов;

4.Рекомендации учебным заведениям Министерства культуры России по

корректировке учебных программ подготовки и пере-подготовки специалистов,

способных квалифицированно осуществлять функции социальной реабилитации

инвалидов средствами искусства;

5.Предложения по законодательному обеспечению социально-культурных прав

инвалида в условиях рыночной экономики и с учетом опыта и традиций

международного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: