В той или иной мере все указанные виды игр берут свое начало от
организационно-деятельностных (ОДИ) и инновационных игр (ИНИ).
Организационно-деятельностные (ОДИ) и инновационные игры (ИНИ) имеют сходные
черты и одновременно различаются по ряду параметров, что мы и попытаемся
проследить в форме сопоставительной таблицы:
Элементы и специфические черты игры | ОДИ | ИНИ |
Организация работы проводится в нескольких рабочих группах | + | + |
Выступления групп в дискуссиях со своими докладами | + | + |
Применение приемов распредмечивания, проблематизации, целеполагания, самоопределения, рефлексии, схематизации, позиционного анализа | + | + |
Смешанный характер игры | - | + |
Использование специальных процедур (организация конфликта и т.п.) | + | - |
Ориентация только на наиболее подготовленных участников и возможность “отсева участников” игры | + | - |
Ориентация на всех участников и содействие раскрытию их способностей в ходе игры | - | + |
Ориентация на интересы заказчика | - | + |
Использование специального — искусственного языка для игрового общения | + | - |
Использование реального языка | — | + |
Как нетрудно убедиться из приведенной таблицы, по формально-организационным
|
|
признакам и те и другие игры выглядят практически одинаково. И там и там
участники работают в командах и взаимодействие команд происходит в форме
дискуссий на пленарных заседаниях. Применяются практически одни и те приемы
организации мыследеятельности.
Однако по ряду параметров эти классы игр существенно отличаются. Например, в
ОДИ группы имеют однородный характер. Например если проводится игра по
оптимизации системы управления учреждениями культуры в регионе, то
формируются группы, каждая из которых олицетворяет тут или иную позицию в
реальной структуре управления культурой: преподавателей, управленцев
областного, районного уровня, директоров учреждений, работников методических
органов. Поскольку в группе собраны однородные “позиционеры” налаживание
коммуникации между представителями разных позиций осуществляется на
дискуссиях.
Особенность ОДИ проявляется также в том, что в качестве одного из главных
средств здесь используется прием организации продуктивного конфликта. На
практике это приводит к разобщению людей, психологическим срывам участников,
возникновению между ними реальных конфликтов. В ИНИ делается все, чтобы не
причинить ущерб в какой бы то ни было форме участникам.
Опыт показал, что ОДИ ориентированы в итоге не столько на решение конкретных
проблем, сколько на развитие самих себя, породившей их методологии —
|
|
дальнейшее совершенствование средств организации мышления и деятельности. В
свою очередь, ИНИ целиком ориентированы на интересы заказчика.
В ходе ОДИ значительный отсев участников (порой до 50-70%), которые уезжают с
игры, получив психологические и моральные травмы, не сумев встроиться в
игровой процесс считается обычным делом. В ИНИ отъездов по таким причинам,
как правило, не бывает.
В ОДИ вся работа ведется на искусственном — методологическом — языке.
Овладение им для участников — на протяжении значительной части игры
составляет главное содержание их деятельности и порой это становится главным
препятствием как к участию в игре, так и получению продуктивных творческих
результатов. В ИНИ работа ведется на общепринятом профессиональном языке
участников, что позволяет сконцентрировать их усилия на решении реальных
проблем.
Как показал опыт (прежде всего, авторов пособия) в социально-культурном
проектировании наиболее эффективно применение инновационных игр (ИНИ). Это
обусловлено следующим:
1. Прежде всего, ИНИ позволяет построить ее сценарий в полном соответствии с
этапами социально-культурного программирования, осуществляемого в
институционализированных формах (на уровне НИИ, НМЦ, ВТК и т.п.), что в итоге
позволяет максимально приблизить результаты такого динамичного проектирования
к его академическим формам.
2. Игра открытого типа предполагает (и обеспечивает) коллективную творческую
работу всех участников, их высокую отдачу и мотивированность на решение
выдвинутых на игре проблем и задач.
3. В ходе предигрового этапа проводится сбор эмпирического материала, его
обобщение, осуществляется содержательный анализ проблем, что позволяет
сделать игровое социально-культурное проектирование весьма продуктивным.
4. Инновационная игра дает три вида результатов:
— новое содержание, новую информацию (идеи, детализированные проекты,
стратегические программы и т.п., которые были разработаны участниками);
— новую группу, сообщество (консолидированный коллектив участников-носителей
новой информации, нового содержания, новых навыков работы и жизни);
— обновленного человека (как результат выявления стереотипов и работы с ними,
выработки продуктивных профессиональных и личностных навыков и умений, нового
обостренного осознания себя в мире, в труде, с людьми, с собой)
[94].
5. Игра позволяет глубоко проработать управленческое решение, всесторонне его
обосновать, сопоставить с альтернативными подходами к проблеме, соизмерить с
имеющимися ресурсами.
6. Соревновательная и одновременно консолидирующая природа игры повышает
качество разрабатываемых проектов.
7. В ходе игры разрабатывается специальная программа внедрения проекта,
выявляются его возможные сторонники и противники, определяется стратегия и
тактика взаимодействия с ними, что в итоге повышает реализуемость проекта,
эффективность его претворения в жизнь.
8. Инновационная игра ориентирует участников на выработку новых,
нестандартных идей, подходов, проектов в процессе поиска путей разрешения
возникших проблем.