Возможными источниками финансирования социокультурных проектов и программ
являются:
1. Государственный бюджет (как федеральный, так и местный). Как правило,
бюджетное финансирование культурных программ осуществляется на основе
социально-творческого заказа конкретному исполнителю отдельных разделов
программы.
2. Фонды — некоммерческие организации, имеющие финансовые средства и
программу деятельности. Реализация собственных программ осуществляется фондами,
как правило, путем выдачи грантов по заявкам различных субъектов культурной
жизни — организаций, учреждений, частных лиц, инициативных образований граждан.
3. Коммерческие организации (фирмы, корпорации, банки и др.).
4. Индивидуальные предприниматели (спонсоры, меценаты).
5. Средства населения (доходы от коммерческих программ,
благотворительные пожертвования граждан).
Для получения финансовых средств (или гранта) субъект, участвующий в конкурсе
программ, должен соответствовать определенным требованиям.
|
|
Первым условием является некоммерческий характер деятельности той
организации, которая просит деньги (т.е. подает заявку на финансирование своего
проекта).
Если с заявкой обращается общественная организация, то некоммерческий
характер ее деятельности должен быть зафиксирован в уставе. Признаки
некоммерческой организации (объединения, клуба) следующие:
1.Организация не преследует цели извлечения прибыли (т.е. не имеет права
расходовать средства, получаемые под программу, на заработную плату и в
личных целях).
2.Организация имеет общественно значимые цели. Общественная значимость целей
и задач организации определяется, как правило, актуальностью и радиусом
решаемых проблем.
3.Приоритеты деятельности организации, определяемые ее уставом, находятся в
сфере культуры и носят гуманистический характер.
4.Организация имеет коллективное учредительство и руководство (совет,
правление, которое определяет содержание деятельности организации, зарплату
штатных работников, отвечает за общественное доверие и т.д.).
5.Финансовая деятельность организации контролируется общественностью.
Второе условие получения средств (как из бюджетных, так и внебюджетных
источников) — наличие программы и заявки, оформленной в соответствии с
определенными требованиями, а именно: требованиями той организации (фонда,
коммерческой структуры, государственного органа, осуществляющего финансирование
программы), которая выделяет деньги (они могут содержаться в условиях конкурса
программ, в уставе организации, выделяющей средства); а также специальными
|
|
требованиями к оформлению заявки на получение средств, необходимых для
реализации соответствующей программы.
Наиболее общими требованиями к программе являются:[98]
1. Соответствие программы тематике конкурса, приоритетным направлениям,
разрабатываемым организацией, объявляющей конкурс программ;
2. Соответствие программы миссии той организации, в которую подается заявка;
3. Актуальность проблем, решаемых в рамках программы: как с позиции
общества, так и с позиции той организации, которая выделяет средства;
4.Общественная значимость целей и задач, определяемая культурным контекстом и
радиусом проблемы;
5.Соответствие содержания программы интересам и проблемам потенциальных и
реальных участников, т.е. реальной проблематике той социальной группы,
которой адресована программа;
6.Реалистичность программы (ее обеспеченность в финансовом, кадровом,
материально-техническом отношении;
7.Полнота представленных разделов (в заявке);
8.Соответствие содержания — и формы реализации программы;
9.Согласованность проблемного, целевого и содержательного блоков программы.
Соотношение программы и заявки графически можно изобразить следующим образом:
Программа | Заявка | |
Сущность того, что собираешься сделать | “Упаковка” идеи, ее продвижение, обеспечение спроса на нее |
Оформление заявки на получение средств под программу — это разновидность
технологии маркетинга, суть которого, как известно, заключается в
прогнозировании, расширении и удовлетворении спроса на
товары, идеи, услуги посредством их разработки, продвижения (упаковки) и
реализации.
Схема отношений: “спонсор — программа — заявка”