Финансы предприятий

В процессе предпринимательской деятельности у предприятий и организаций возникают хозяйственные связи со своими контрагентами: поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, объединениями и ассоциациями, финансовой и кредитной системами, в результате которых возникают финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализации продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов, осуществлением инвестиционной деятельности.

Материальной основой финансовых отношений являются деньги. Однако необходимым условием их возникновения является реальное движение денежных средств, обусловленное взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, в процессе которого создаются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

Финансы предприятий – это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования.

Организация финансов предприятия строится на определенных принципах:

− хозяйственная самостоятельность,

− самофинансирование,

− материальная ответственность,

− заинтересованность в результатах деятельности,

− формирование финансовых резервов.

Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно независимо от организационно-правовой формы хозяйствования определяет свою экономическую деятельность, направления вложений денежных средств с целью извлечения прибыли. В рыночной экономике существенно расширились права предприятий в области коммерческой деятельности, инвестиций как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Рынок стимулирует предприятия к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны деятельности предприятий. Так, законодательно регламентируются взаимоотношения предприятий с бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами, государство определяет амортизационную политику.

Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия. В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70 и более процентов. К основным собственным источникам финансирования предприятий в Российской Федерации относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд.

Но общий объем собственных денежных средств предприятий недостаточен для осуществления серьезных инвестиционных программ. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей народного хозяйства, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить ее достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают ассигнования из бюджета на разных условиях.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности.

Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных предприятий, их руководителей и работников предприятия. В соответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства, уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для руководителей предприятия принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случаях нарушения предприятием налогового законодательства. К отдельным работникам предприятия применяется система штрафов, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.

Принцип заинтересованности в результатах деятельности обусловлен основной целью предпринимательской деятельности – извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам предприятия, самому предприятию и государству в целом.

На уровне отдельных работников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда, за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, вознаграждений за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат, а также выплат работникам предприятия процентов по облигациям и дивидендов по акциям. Для предприятия данный принцип может быть реализован с проведением государством оптимальной налоговой политики и соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и фонд накопления. Интересы государства обеспечиваются рентабельной деятельностью предприятий.

Принцип обеспечения финансовых резервов обусловлен необходимостью формирования финансовых резервов, обеспечивающих предпринимательскую деятельность, которая сопряжена с риском из-за возможных колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который самостоятельно принимает решения, реализует разработанные программы с риском невозврата вложенных денежных средств. Финансовые вложения предприятия также связаны с риском получения недостаточного процента дохода по сравнению с темпами инфляции или более доходными сферами приложения капитала. Наконец, могут иметь место прямые просчеты в разработке производственной программы.

Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Денежные средства, направляемые в финансовый резерв, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости могли легко быть превращены в наличный капитал.

Финансовые ресурсы предприятий – это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.

Капитал – часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота. Иначе, капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов.

Источники формирования финансовых ресурсов:

а) собственные (внутренние):

− доходы;

− прибыль от основной деятельности;

− прибыль от прочей деятельности;

− выручка от реализации выбывшего имущества, за минусом расходов по его реализации;

− амортизационные отчисления;

б) привлеченные на разных условиях (внешние):

− собственные привлеченные;

− заемные привлеченные;

− поступающие в порядке перераспределения;

− бюджетные ассигнования.

Следует помнить, что не вся прибыль ос тается в распоряжении предприятия, часть ее в виде налогов и других налоговых платежей поступает в бюджет. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется на цели накопления и потребления. Прибыль, направляемая на накопление, используется на развитие производства и способствует росту имущества предприятия. Прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.

Амортизационные отчисления – денежное выражение стоимости износа ОПФ и НМА. Они имеют двойственный характер, так как включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации продукции поступают на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.

Собственные привлеченные ресурсы являются результатом вложения внешних инвесторов в качестве предпринимательского капитала.

Предпринимательский капитал – капитал, вложенный в уставный капитал другого предприятия в целях извлечения прибыли или участия в управлении предприятием.

Ссудный капитал (заемные средства) передается предприятию во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других предприятий в виде векселей, облигационных займов.

Средства, мобилизуемые на финансовом рынке включают: средства от продажи собственных акций, облигаций, а также других видов ценных бумаг.

Средства, поступающие в порядке перераспределения, состоят из:

− страхового возмещения по нас тупившим рискам;

− финансовых ресурсов, поступающих от концернов, ассоциаций, головных компаний;

− дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов;

− бюджетных субсидий.

Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки предприятий, производство продукции которых имеет общегосударственное значение.

Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и прибывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в коммерческом банке и кассе предприятия.

Планирование деятельности организации (предприятия)

Понятие и сущность планирования

Во многих западных странах и фирмах, по примеру экономического развития Советского Союза, получило развитие непрерывное планирование, при котором, на основе долгосрочных планов развития предприятия, ежегодно конкретизируются планы предстоящего года и уточняются показатели на следующие два-три года. В результате предприятие постоянно имеет перспективный план и последовательно добивается повышения его обоснованности. Такой подход к планированию должен стать правилом для всех хозяйствующих субъектов.

Планирование как элемент системы функционирования предприятия обеспечивает:

− мотивирование руководителей и специалистов постоянно мыслить перспективно;

− осуществление четкой координации предпринимаемых предприятием усилий;

− определение предприятием своих задач и установление показателей деятельности для последующего контроля;

− поиск, вовлечение в производство новых ресурсов и более рациональное их распределение;

− подготовка предприятия (организации) к внешним переменам.

Ответственным этапом планирования является постановка целей.

В процессе планирования преследуется три основных типа целей:

− задачи, которые необходимо достичь в пределах планируемого периода;

− цели, к которым предполагается приблизиться в рамках планируемого периода или которые могут быть достигнуты позднее;

− идеалы, которые не считаются достижимыми, но к которым предусматривается приближение в планируемом периоде или за его пределами.

В экономической литературе нас убеждают, что целью любого предприятия является максимум прибыли. Большинство должностных лиц на каждом предприятии также понимают эту цель. Однако на практике наиболее распространенными являются следующие цели: удовлетворительная прибыль, которая выражается в процентах на вложенный капитал собственника; увеличение продаж, выраженное в темпах прироста в процентах или в сумме по сравнению с итогами работы компании за предшествующий период; рост или удержание доли рынка, выраженный в виде процента продаж в общем их объеме по группе или на данной территории. Очень редко ставятся новые цели. Перечисленные цели ежегодно количественно уточняются.

Все хозяйствующие субъекты должны рассматривать план как систему, которая состоит из взаимосвязанных элементов:

1. Концептуальное планирование – выработка концепции развития предприятия. Концептуальное планирование предприятия предусматривает определение основной миссии предприятия: материальную составляющую – какие виды продукции или услуги может производить предприятие, финансовую – каких финансовых результатов может обеспечить планируемая деятельность и какие социальные задачи решает деятельность предприятия – для собственника, для общества и для коллектива работников.

2. Стратегическое планирование развития предприятия, которое представляет собой совокупность путей и обоснование способов достижения этих целей – какие ресурсы необходимо вовлечь в производство для достижения целей, задуманных в концептуальном плане развития.

3. Текущее (оперативное) планирование, в которых увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год. Этот план охватывает производство, сбыт, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые ресурсы. Очень часто по мере выполнения годового плана его результаты анализируются и учитываются при коррективе или пересмотре стратегического плана.

4. Текущее планирование конкретизируется календарными планами, предусматривающими детальную проработку текущего плана по решению конкретных вопросов деятельности предприятия в декаде, месяце, квартале и т.п.

Этот план имеет узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуется использованием различных приемов и методов при его обосновании.

5. Бизнес-планирование. Для решения отдельных специфических задач разрабатывается бизнес-план: по привлечению инвестиций для расширения производства (инвестиционный бизнес-план), развития инновационной деятельности, создании новых видов бизнеса (инновационный бизнес-план), решения финансовых проблем по текущей деятельности предприятия (внутренний бизнес-план текущей деятельности). Важную роль может выполнить бизнес-план при решении вопросов выхода из кризиса неплатежей. В современных условиях он может использоваться как инструмент процесса приватизации государственной и муниципальной собственности.

По типам целей, учитываемым в планировании, планирование может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нормативное.

Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия, например, распределение выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным вышестоящим руководством.

Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач. Оперативное планирование осуществляется в основных подразделениях предприятия самостоятельно.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей.

Например, тактическая цель завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбираются необходимые средства достижения поставленных целей в будущем.

Тактическое охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри подсистем или цехов, а также между подразделениями и предприятием в целом.

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. В качестве стратегических идеалов предприятие может выбрать экономический рост, непрерывное развитие человеческого потенциала, периодическое обновление выпускаемой продукции, выход на мировой рынок и т. п. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным.

Стратегическое планирование учитывает существующие взаимоотношения не только внутри предприятия, но и различные отношения между организацией как целой системой и ее внешними деловыми партнерами и всем окружением, с которым она непосредственно взаимодействует и на которое сама оказывает определенное влияние.

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.

Нормативное планирование распространяется на все внутренние и внешние взаимоотношения, включая связи между предприятием и его фоновым окружением, на какое оно не оказывает влияния, но которое само на него воздействует.

Рассмотренные четыре вида планирования по типам целей имеют весьма широкое распространение как на отечественных предприятиях, так и на зарубежных фирмах

Бизнес – план

Бизнес-план представляет собой документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения.

Бизнес-план – это плановый документ, дающий возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, а также ответить на вопрос: «стоит ли вкладывать деньги в данный проект?».

Основными объектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Как известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг.

Основные причины составления бизнес-плана:

1. Возможность обнаружить проблемы «на бумаге» до того, как они возникли

Новое дело – это всегда некоторый прогноз развития событий. Здесь обязательна попытка для самого себя уяснить основные направления бизнеса, его сильные и слабые стороны, прикинуть примерный объем денег.

2. Без бизнес-плана практически невозможно привлечение инвестиций

Здесь могут возразить: в объявлениях некоторых банков прямо говорится, что «бизнес-план не нужен». Учтите: это лишь рекламная уловка. На самом деле – либо банки просят заполнить развернутую анкету, которая называется «кредитная заявка» (это по сути – сокращенный вариант бизнес-плана), либо они хотят, чтобы бизнес-планом занялась «близкая» банку структура.

3. Бизнес-план – это стандартный документ ознакомления с предприятием и обязательное требование со стороны цивилизованного рынка

Бизнес-план – это элемент имиджа вашего предприятия. Значительно убедительнее выглядит человек, который знает, как будет развиваться его фирма в течение ближайших лет, чем тот, который затрудняется ответить на этот вопрос.

Не удивляйтесь, если зарубежные партнеры попросят разрешения ознакомиться с бизнес-планом вашей фирмы, основными направлениями ее развития на ближайшее время или с другими аналогичными документами. На Западе принято, что такой документ существует, и с ним идет постоянная работа.

4. Бизнес-план – это инструмент контроля и управления

В одной из компаний бизнес-планирование начинается от отдельной сделки. На специальном бланке под названием «Бизнес-план сделки» менеджер доказывает, почему товар надо купить у определенного поставщика, просчитывает срок его поступления, прикидывает, когда нужно делать платежи, показывает прибыльность сделки для предприятия (= обоснование краткосрочного кредита в коммерческом банке). На этом бизнес-плане ставится виза руководителя.

После утверждения бизнес-плана идет отслеживание поступления товара и контроль за реализацией. Ежедневно руководитель компании или его заместитель на экране компьютера сравнивают прогноз реализации и ее реальный ход. Если реализация идет в рамках программы, то менеджеру обеспечена максимальная премия. Если отклонения больше определенного процента, то это сигнал к принятию организационных решений.

Задачи, решаемые при разработке бизнес-плана:

− получение и подготовка достоверной исходной (статистической, аналитической и прогнозной) информации для проработки проекта. При этом следует помнить, что результаты принятых решений, полученные в итоге, напрямую зависят от качества исходных данных. Кроме того, любые изменения, вносимые в исходную информацию на конечной стадии разработки проекта, влекут за собой пересчет всего проекта;

− четкое понимание содержания инвестиционных мероприятий, их целей, т. е. поиск наиболее рациональных и эффективных путей реализации поставленных целей;

− всесторонняя и объективная оценка эффективности планируемых инвестиций.

К разработке бизнес-планов привлекаются технологи, экономисты, финансисты, кадровые работники, юристы, менеджеры – при непосредственном участии и под руководством директора предприятия.

Специалисты, занимающиеся разработкой бизнес-плана должны иметь знания и практические навыки для выполнения следующих работ:

− исследовать рынок, определять виды и объемы продаж продукции, пользующейся высоким спросом;

− прогнозировать динамику спроса, предложения и уровень рыночных цен на выпускаемую продукцию;

− разрабатывать бизнес-планы производства новых конкурентоспособных товаров и определять их эффективность и безубыточность;

− координировать работу персонала предприятия, привлекать способных сотрудников и предоставлять им необходимые полномочия и свободу в сфере их деятельности;

− проводить анализ и контроль результатов производственно-хозяйственной деятельности и т. д.

Ценность бизнес-плана не ограничивается необходимостью убедить инвесторов в том, что у предприятия есть достойная поддержки бизнес-идея. Он имеет важное значение и для управленческого персонала фирмы, поскольку точно определяет содержание целей предприятия, а также время и пути их достижения.

Руководителям предприятия важно понимать, что все исследования и расчеты они проводят, прежде всего, для себя. Они сами должны убедиться в эффективности и перспективности задуманных мероприятий, чтобы затем убедить в этом и потенциального инвестора.

Существует несколько целей составления бизнес-плана.

В соответствии с этими целями принято выделять следующие виды бизнес-планов:

1. Полный бизнес-план коммерческой идеи – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.

2. Концепт бизнес-плана коммерческой идеи или инвестиционного проекта – основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможного вовлечения в проект.

3. Бизнес-план компании (группы) – изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.

4. Бизнес-план структурного подразделения – изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.

5. Бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.

6. Бизнес-план (заявка на грант) для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов для решения острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект.

7. Бизнес-план развития региона – обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.

8. Инновационные проекты исследования и развития – проекты разработки нового продукта, исследования в области менеджмента и маркетинга или нового пакета программного обеспечения. К ним также относятся новшества в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех перечисленных оснований их классификации и, прежде всего, от масштаба, длительности и сложности проекта.

К инвестиционным проектам обычно относят проекты, в которых главной целью является вложение средств в различные виды бизнесов с целью получения прибыли.

Структура бизнес-плана:

1. Титульный лист: название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта.

2. Резюме: основные положения предлагаемого проекта (не более одной страницы).

3. Анализ отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители.

4. Сущность предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.

5. Производственный план: содержание технологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.

6. План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.

7. Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.

8. Финансовый план: план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.

9. Оценка рисков: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.

10. Приложения: перечень основных документов.

Основные показатели бизнес-плана с учетом специфики российской экономики:

− наименование инвестиционного проекта и его краткое описание;

− цель проекта и сроки его реализации;

− срок окупаемости инвестиций;

− ожидаемые результаты от реализации проекта (прирост производства продукции и прибыли, рост экспорта, повышение качественных характеристик);

− предполагаемая стоимость проекта (общая стоимость, в том числе привлечение средств из областного бюджета);

− предельно минимальный срок кредита;

− форма гарантии возврата ссуды (залог земли, недвижимость, оборудование, страховка);

− план инвестиций и срок возврата ссуды по месяцам года;

− основные рынки сбыта продукции и конкуренты;

− результаты реализации проекта (новые рабочие места, закупка технологии, оборудования);

− структура себестоимости по основным статьям расходов и т. д.

Наиболее полный учет динамики реализации проекта при подготовке и анализе бизнес-плана возможен с использованием специализированных компьютерных систем экономического и финансового моделирования, приспособленных для решения подобных задач.

Правильный выбор и эффективное использование компьютерных программных продуктов позволяют значительно улучшить качество самих бизнес-планов.

Кроме того, применение авторитетных, лицензированных систем укрепляет авторитет инициаторов проекта и повышает финансово-экономическую привлекательность последнего.

В настоящее время существует весьма широкий спектр специализированных программных продуктов. В России наиболее часто применяют пакеты прикладных программ: COMFAR (Computer Model for Reporting) и PROPSPIN (Project Profile Screening and Preappraisal Information System), созданные при Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO), а также пакет «Альт-Инвес т» фирмы «Альт» (Санкт-Петербург) и пакет «Project exprert» фирмы «Про-Инвест Консалтинг».

Указанные продукты включают достаточно подробный анализ финансового состояния бизнес-проекта с целью отследить основные стадии реализации как всего проекта в целом, так и его основных этапов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: