Общество и глобальные проблемы современности

Во второй половине ХХ века на Земле возникают такие условия, процессы, явления, которые ставят человечество перед угрозой подрыва самих основ его существования. Человечество впервые столкнулось с возможностью его общей гибели. Прежде неблагоприятные последствия деятельности носили локальный характер, не угрожали всему человечеству. Теперь же под вопросом оказывается само существование жизни на Земле, так как уничтожение биосферы стало технически возможным. Глобальные проблемы обладают следующими общими чертами: носят планетарный, общемировой характер, угрожают или гибелью цивилизации или регрессом в условиях жизни общества и требуют для своего решения коллективных усилий всех людей на Земле.

Классифицировать эти проблемы можно по следующим группам:

1. Политические проблемы включают в себя недопущение военных действий с применением оружия массового поражения, прекращение производства ядерного оружия, предотвращение его распространения в мире. Отмечается снижение контроля над оружием массового поражения, возрастает угроза его захвата с целью шантажа и т.д.

2. Экологические проблемы связаны с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации. Неумеренное антропогенное воздействие привело к утере многими природными системами способности к самовосстановлению. Все это создает угрозу функционированию природных систем жизнеобеспечения, от которых зависит человек.

3. Проблемы ресурсообеспечения настоящего и будущего включает проблемы обеспечения продовольствием и энергией, рационального использования истощающихся минерально-сырьевых, водных и др. ресурсов.

4. Социальные и медико-биологические проблемы включают демографические проблемы, проблемы борьбы с наиболее опасными заболеваниями, проблемы предотвращения биологической, в частности генетической катастрофы.

5. Одной из наиболее острых проблем является разрыв между экономически развитыми странами и странами «третьего мира». Проблемы преодоления отсталости большинства стран «третьего мира», устранение разрыва между ними и экономически развитыми, ликвидация финансовых задолженностей включают также устранение неграмотности, сохранение культурного наследия и являются чрезвычайно актуальными для наименее развитых регионов мира.

6. Самой жестокой проблемой последних лет остается международный терроризм, бросающий вызов современному обществу: создание и поддержание «горячих точек» в нестабильных районах, преступления против личности, захват общественных ценностей, диверсии, наркоторговля, торговля оружием и многое другое создает серьезную угрозу будущему человечества.

Приведенная классификация в какой-то мере относительна, так как различные группы проблем вместе взятые образуют единую, многофакторную систему, в которой все компоненты взаимосвязаны. Необходимо также учесть, что глобальные проблемы не возникают где-то рядом с локальными, а органично вырастают из них.

Вопрос 36 из культурологии Проблема смысла и направленности исторического процесса

В 19 в. были сделаны важнейшие открытия в археологии, антропологии и биологии. В результате появились идеи о том, что социальные процессы можно рассматривать по аналогии с биологическими. Т. е. общество как и человек, рождается, развивается и умирает. Первым ученым, который высказал идею о том, что общество развивается не линейно, а многовариантно, был Николай Данилевский. В своей работе «Россия и Европа» он разделил единый мировой процесс на культурно-исторические типы. Он назвал 10 важнейших типов. В основе каждого типа свое направление: религиозная, собственно культурная, политическая, социально-экономическая основа. Особую роль Данилевский отвел России и славянству. Считал, что они могут создать полную четырехосновную культуру. Т. к.. Россия расположена между Европой и Востоком и впитала в себя их черты. Теория Данилевского оказала влияние на творчество немецкого философа Шпенглера. В своей книге «Закат Европы» он писал, что история есть процесс зарождения и гибели мировых цивилизаций, которые существуют автономно, не взаимодействуя и не пересекаясь друг с другом. В жизни каждой цивилизации он выделил 2 этапа: восходящую собственно культуру и низходящую цивилизацию. Для цивилизации характерно развитие техники, городов- мегаполисов. Цивилизацию он считал итогом и концом развития культуры. Считал, что в 20в. Европа вступила в стадию цивилизации. В этот период народ теряет душу культуры, происходит омертвление всех сфер жизнедеятельности. Цивилизации рождаются и гибнут, за одной появляется другая. Английский ученый Арнольд Тойнби считал, что цивилизация – не обязательно упадок. В книге «Постижение истории» он писал, что цивилизации взаимно обогащают друг друга. Цивилизация существует пока может дать ответ на вызов времени.

Карл Ясперс ввел понятие «осевое время». До него развитие общества и культуры шло локальным путем, пока в 8-2 веках не появились мировые религии. Это конфуцианство и буддизм. После этого создается мировая цивилизация.

Особо стоит отметить концепцию Вернадского о Ноосфере. Он рассматривал исторический прогресс в контексте развития всей природной действительности. Выделил особую оболочку Земли – сферу разума.

Вопрос 1 сборка

Философия – одна из древнейших областей человеческого знания и духовной культуры. Ей около трех тысяч лет. 7-6 вв. до н.э. возникла в странах Древнего Востока – Индия и Китай. Наивысшего расцвета достигла в Др. Греции. Понятие философия происходит от греческого «любовь к мудрости». Считают, что впервые это слово употребил Пифагор. Философия возникает как один из типов мировоззрения. Это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека, на отношение людей к действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные принципы жизни людей, их убеждения, ценности, идеалы. Философия опирается на разум и знания, это теоретически сформулированное мировоззрение.

Первую попытку выделить предмет философии сделал Аристотель. Он считал ее учением о сущем, высшим родом досуга. Предмет философии – это мир, человек, система взаимоотношений человека с миром и система взаимоотношений между людьми.

Разделы философского знания:

Онтология – изучает бытие и окружающий мир

Гносеология – теория познания

Праксиология – практическое отношение человека к миру

Аксиология – ценностное отношение человека к миру

Антропология – изучает человека

Социальная философия – изучает общество

История философии (и наоборотJ)

Этика – нравственность

Эстетика – понимание прекрасного

Логика

Функции философии:

Мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, воспитательная, гуманистическая, гносеологическая, критическая, логическая, эстетическая, эвристическая, культурно-транслирующая и др.

Философское знание имеет много общего с научным знанием, но чисто научным знанием не является. Главное отличие философии от частных наук – философия является предельным обобщением накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета любой отдельной науки. Философия интегрирует научное знание. Философское знание содежит отпечаток мировоззрения философа. Философское знание несет ценностный компонент. Философское знание рефлексивно. Оно неисчерпаемо и ограничено лишь познавательными способностями человека. В центре внимания философии – вечные вопросы.

Вопрос 2 сборка

Мировоззрение включает интеллектуальное, эмоциональное и психологичекое отношение человека к миру. Психологическая сторона мировоззрения называется мироощущением, интеллектуальная – миропониманием.

Миф – исторически первый тип мировоззрения («слово о богах и героях»). Это первая попытка объяснить различные явления природы и общества. Опирается на вымысел, веру и знания. Существовал у всех народов в период общинно-родового строя. Служил для передачи социального опыта.

Религия – тип мировоззрения, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы. Сначала фетишизм, тотемизм, магия, потом уже мировые религии.

Философия возникает как разрешение противоречий между мифом и элементами первоначального эмпирического знания. Это теоретически сформулированное мировоззрение. Знание здесь выстроено в логической последовательности.

Вопрос 3

Культурно-исторические предпосылки философии:

Кризис первобытного общества

Дифференциация общественного разделения труда

Наличие свободного времени

Кризис мифологического мировоззрения

Аристотель: удивление

Сомнение в истинности нашего знания о мире относится к побудительным причинам. Человек постоянно осознает факт своей смерти, это порождает вопрос о смысле жизни.

Рассказать про исторические типы мировоззрения.

В разные периоды человеческой истории менялась и философская мысль.

Античная философия начинается с натурфилософии. Рассматриваются вопросы о субстанции, бытии, материи и идеях. Появляются диалектика и софистика. Творили философы Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит, Пифагор.

Средневековая философия – 5-15 век. Главный признак – теоцентризм. Креационизм – суть в сотворении мира из ничего. Опора на традиции, авторитет прошлого. Человек сотворен по образу и подобию Бога. Служанка богословия. В центре философии стоиков стояло понятие долга (Сенека). Неоплатонизм опирался на учение Платона. Схоластика – Августин Аврелий. Фома Аквинский связал идеи Аристотеля с христианской философией.

Возрождение 14-16 вв. Возрождение античной культуры. Гуманизм, антропоцентризм, вера в безграничные возможности человека. Человек признается творческим началом, может творить себя и природу. Коперник, Дж. Бруно, Кеплер, Галилей, Макиавелли, Томас Мор.

Новое время 17-19 вв. Авторитет церкви упал и возрос авторитет науки. 17 в. – век научной революции. Признание ведущей роли опыта (Бэкон). Декарт ориентировался на разум человека, отец рационализма. Рассматривались проблемы человека и субстанции. Гоббс, Локк, Спиноза.

Просвещение 18 в. Мыслящий рассудок – мерило всего существования. Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Ламетри, Руссо.

Немецкая классическая философия. Кант, Гегель, Фейербах. Гегель создал диалектику как систему. Фейербах – проблема человека.

Марксизм 19 в. Единство материализма и диалектики достигнуто впервые. Материальное производство лежит в основе развития общества. Человек – совокупность всех общественных отношений.

Неклассическая философия 19-20 вв. Отличительная черта – иррационализм. Новые направления – экзистенциализм (Кьеркегор), неогегельянство, неокантианство, неотомизм, позитивизм, герменевтика.

Общие понятия

Бытие – единство существования и сущности.

Категория «бытие» обозначает реально существующий мир, лежащий в основе всех вещей и явлений и гарантирующий их существование. С другой стороны это мир человеческого сознания.

Субстанция – первооснова. От ее существования зависит существование других вещей.

Разные субстанции:

Фалес – вода

Анаксимандр – апейрон

Гераклит – огонь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: