Общество и его структура. Общество как системное образование. Основные сферы общественной жизни

Общество, в широком смысле слова – обособившаяся от природы часть материального мира, одна из форм существования бытия, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Само общество может быть рассмотрено как определенная система взаимодействующих подсистем и элементов. Основные подсистемы общества - сферы общественной жизни. Обычно говорят о существовании 4-х важнейших социальных (общественных) сфер: 1) экономическая - охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; 2) политическая - охватывает отношения, связанные с взаимодействием государства, партий, политических организаций по поводу власти и управления; 3) социальная - охватывает отношения, связанные с взаимодействием классов, социальных слоев и групп; 4) духовная - охватывает отношения, связанные с развитием общественного сознания, науки, культуры искусства.

Данные подсистемы (сферы), в свою очередь, могут быть представлены совокупностью входящих в них элементов:

· экономическая – производственные учреждения (заводы, фабрики), учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.,

· политическая - государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и прочие организации и т.п.,

· социальная - классы, социальные группы и слои, нации и т.п.,

· духовная - церковь, образовательные учреждения, научные учреждения и т.п. Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой специфический тип социальной сферы общества: наличие определенных классов и социальных групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. В.И.Ленин: классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом обществе наряду с классами существуют также социальные группы, которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень – социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности (фирма, вуз, семья), которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящей. Различия функций требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Функционирование общества – поддерживать равновесие системы с окружающей средой. Как особая социальная система общество функционирует и развивается по своим собственным законам.

**35. Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности.

Понятие личность обозначает особенные качества отдельного человека, как части общества. В своем первоначальном значении это понятие обозначало роль, исполнявшуюся актером в греческом театре. Быть личностью – значит иметь убеждения и принципы. Оно близко понятию социальной роли. Человек становится личностью, отождествляя себя с определенной социальной ролью. В одной из своих работ Ф. Ницше говорит о том, что созидающими были сперва народы и лишь позднее – отдельные личности. Сама отдельная личность есть еще самое юное из творений. Личность неразрывно связана с понятиями свободы и ответственности. Со времен Аристотеля доминирующим был аспект свободы личности, как свободы воли человека. Спиноза определяет свободу как осознанную необходимость. Для Энгельса свобода не только осознание необходимости, но еще и действия в соответствии с ней. Однако в ХХ веке на первый план в размышлениях философов вышла взаимосвязь «свобода – ответственность». По мнению Сартра свобода состоит в праве выбирать как действовать, осознавая последствия каждого конкретного случая, а следовательно чувствовать степень ответственности. Выбор в каждом конкретном случае зависит от системы ценностей, которой человек придерживается. Позиция Сартра проявилась в том, что человек свободен именно в своем отношении к миру. Человек, будучи свободным, постоянно чувствует свою ответственность перед окружающим миром. Человек, дабы быть свободным, несет на своих плечах тяжесть всего мира, ведь он ответственен за мир, за себя, и это – способ его бытия. Фактически можно выделить следующие условия формирования личности:

· влияние окружающей среды. Личность подразумевает, прежде всего, те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими, воздействия социальной ситуации.

· внутренние мотивации. Налицо способность людей действовать под влиянием собственной мотивации даже в чрезвычайных ситуациях, способность делать разумный и осознанный выбор и преодолеть давление таких ситуаций.

Но, как правило, влияние внешней среды и внутренние мотивации тесно взаимосвязаны, потому что потребности человека зачастую обуславливаются именно каждыми конкретными ситуациями, возникающими в жизни. Мотивации могут появляться, изменяться и исчезать именно в зависимости от этой среды. Поэтому механизм формирования личности сложен и многогранен, и имеет под собой сложную основу, органически взаимосвязанных условий и факторов.

36. проблема смысла и направленности исторического процесса: варианты решения в истории человечества.

Смысл и направленность развития общества, и смысл и предназначение каждого отдельного человека необходимо рассматривать в диалектическом единстве. Любая попытка противопоставить общество человеку неверна и в силу этого чревата пагубными последствиями. С одной стороны, развитие человека вне общества — это полная нелепица. С другой стороны, обречено на неуспех и затухание развитие богатства общественного производства, достигаемое за счет деградации осуществляющего его человека. Знание сущности человека помогает говорить о направленном историческом процессе как постепенном ее развитии и осуществлении. Так же, как невозможно говорить о смысле и направленности истории, разрывая на части системное целое "человек — общество", точно так же нельзя вырвать из системного состава человеческой сущности один, пусть даже не очень важный компонент. Рождение, взлет и падение человеческих сообществ, их конкурентная борьба между собой, отбор сильнейших, — вот тема многих исследований в области философии истории. Для ряда социологов и философов истории (Данилевский, Шпенглер и т.д.) характерна идея так называемых культурно-исторических типов, циклично развивающихся обособленно друг от друга. Такая точка зрения обращает внимание на многие интересные и вполне реальные моменты человеческой истории, но в целом она есть отрицание общечеловеческой культуры и истории. Ей противостоит мощное, и традиционное направление мысли, обосновывающее всестороннее единение людей как общую направленность человеческой истории. Факты этого единения налицо: система мирных договоров государств, экономические и политические объединения Европы, "зеленое движение", "народная дипломатия" и т. д. Почему столь большое значение следует придавать именно учению о ноосфере? Потому, что она рассматривает тенденцию развития человеческой истории предельно широко — в контексте движения и развития всей природной действительности. Например, по мнению Вернадского исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс и свободной мысли личности определяют жизнь человечества. Человечество, взятое в целом, становится мощной взрывной силой. И перед ним становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера". И все-таки, говоря, что человечество, будучи живой системой, должно подчиняться информационным законам, надо помнить, что, прежде всего, оно все же социальная форма движения. По-видимому, именно в единичной суверенной личности может осуществиться воплощение бесконечности и всеобщности Вселенной, реальное отождествление ее части и целого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: