Общество как социально-исторический организм, развивающаяся система. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития

Общество – это сложное образование, целостная система открытого типа, которое сохраняет свое существование и развитие благодаря постоянному обмену с внешней средой веществом и энергией. Общественный прогресс – это такое развитие общества, которое направлено на создание условий для дальнейшего существования человека. Идею прогресса развивали Гердер, Конт, Гегель, Маркс.

Формационная концепция (Маркс): рассматривает развитие общества как переход от одной формации к другой. Формация – это конкретный тип общества на определенной ступени развития (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). Формация характеризуется господствующим в обществе способом производства, который и определяет все стороны социальной жизни. Исходя из идеи о естественнонаучной смене формаций Маркс делает немало прогнозов, в которых предсказывает появление в будущем новой, коммунистической формации. Переход от одной формации к другой осуществляется путем социальных революций (качественных изменений общества).

Во 2-ой половине 19 века предложен другой подход к пониманию истории – цивилизационный: в мире существуют независимо друг от друга локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою собственную историю. Единой истории человечества нет (Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин). Термин цивилизация не имеет однозначного толкования. В философской и исторической литературе употребляется в 4 смыслах: синоним культуры, определенная стадия в развитии локальных культур, ступень исторического развития человечества, уровень развития того или иного региона. Тойнби выделяет 21 цивилизацию: в т.ч. египетскую, шумерскую, вавилонскую, арабскую и др., - 7 из которых являются живыми, остальные – мертвыми, при этом большинство живых клонится к упадку и разложению. Рост каждой цивилизации состоит в прогрессивном внутреннем самовыражении, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре. Возможна некоторая преемственность, образующая иногда цепи цивилизаций (шумерская-индская-индуистская). Все цивилизации проходят этапы возникновения, роста, надлома и разложения. Прогресс общества возможен лишь в том случае, когда оно способно адекватно среагировать на вызов исторической ситуации. В целом концепция поражает грандиозностью своего замысла – охватить всю историю и описать все появившиеся в ее ходе цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: