Теории агрессии

Понятие агрессии. Психологические теории возникновения агрессивности

Д.Майерс определяет агрессию как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда.

Э.Аронсон также определяет агрессивный поступок как поведение, нацеленное на то, чтобы причинить вред или боль другому человеку.

Эти определения включают в себя два разных типа агрессии:

Ø «В раждебная агрессия» - агрессия, которая является самоцелью.

Ø «Инструментальная агрессия» - агрессия, которая является лишь инструментом в достижении некоей цели

Теории агрессии

Можно выделит три основные влиятельные точки зрения:

1. Согласно одной из них - агрессия это форма поведения, определяемая врожденными инстинктами и побуждениями.

Психоаналитический подход. Одним из осно­воположников этой теории является 3. Фрейд. Он считал, что в человеке существуют два наиболее мощных врожден­ных инстинкта: инстинкт жизни, Эрос, и инстинкт смерти –Танатос. Тонатос несет в себе энергию разрушения, его задачей явля­ется «приводить все рганически живущее к со­стоянию безжизнен­ности» — это злоба, ненависть, деструктивность. Когда инстинкт смерти обращен вовнутрь, то выражает себя в самонаказа­нии, крайней формой которого становится самоубийство, когда он обращен во­вне, то выражает себя во враждебности, стремлении к разрушению, убийству.

Фрейд был убежден, что подобно тому, как снижается сексуальное напряже­ние вследствие сексуальной активности, агрессивная энергия также должна ка­ким-то образом выйти наружу. Если людям не давать излить свою агрессию, ее энергия будет расти, а вместе с ней расти и напряжение; энергия будет искать выход, либо взрываясь актами предельного насилия, либо выражая себя в симптомах психического заболевания. Это привело к идее «катарсиса» (в буквальном смысле "очищение эмоций"). Катарсис - процесс осво­бождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения.

Враждебные и агрессивные тенденции могут выражаться и не деструктив­ным способом, например, через сарказм или фантазию, их можно сублимиро­вать, т.е. направить разрушительную энергию в русло какого-либо приемле­мого или общественно полезного поведения.

Этологический подход. К. Лоренц утверждал, что агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции, выживания и адап­тации чело­века. Стремительное же развитие научно-технической мысли и про­гресс обогнали естественно текущее биологическое и психоло­гическое созре­вание человека и привели к замедлению развития тормозных механизмов аг­рессии, что неизбежно влечет периоди­ческое внешнее выражение агрессии. Иначе внутреннее напряже­ние будет накапливаться и создавать "давление" внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого поведения (при­нцип выпускания пара из паровозного котла).

Слабым местом теории инстинктов являлась предопределенность способов управления агрессией. Считалось, что человек никогда не сможет справиться со своей аг­рессивностью. И поскольку накапливающаяся агрессия непремен­но должна быть отреагирована, то единственной надеждой остается направить ее по нужному руслу. Сторонники теории инстинктов считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека являются конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных со­ревнованиях.

2. Согласнодругой точке зрения – агрессия, как и другие формы поведения, приобретается в результате индивидуального опыта.

Теория социального научения гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе соци­ализации.

Социализацией агрессии - процесс науче­ния контролю собственных агрессивных устремлений или выраже­ние их в формах, приемлемых в определенном сообществе. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалиро­ванные требования, вандализм и другие тактические приемы. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные им­пульсы в физическом насилии.

На социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:

1.Наблюдение соответствующего способа дейст­вий.

2. Социальное подкрепление. Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию.

Субкультура и средства массовой информации представляют собой широкий выбор агрессивных моделей поведения.

В рамках теории социального научения существует мнение, свидетельствующее о том, что переживания, вызы­ваемые даже пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни ведут к возбуждению агрессии.

В настоящее время теория социального научения является од­ной из наиболее популярных. Во-первых, она является достаточно эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно ес­ли есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития. Во-вторых, располагает некоторыми методическими средствами коррекции агрессивного поведения детей.

3. третья, промежуточная точка зрения, соединяет побуждение и приобретение, гипотеза о фрустрации - агрессии.

Фрустрационная модель. Она возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс.

Ортодоксальный подход. Основоположником этого направле­ния исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия — это реакция на фрустрацию ( фрустрация- это все, что препятствует достижению цели): попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворе­нию потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

Схема "фрустрация — агрессия" базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможе­ние и замещение.

Агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием, как "акт, целенаправленной реакцией которого являет­ся нанесение вреда организму".

Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществле­нию условной реакции. Причем величина фрустрации зависит от си­лы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация.

Торможение это тенденция ограничить или свернуть дей­ствия из-за ожидаемых отрицательных последствий. В частности, установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропор­ционально силе ожидаемого наказания. Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, вос­принимаемого виновником этого торможения, и усиливает побуж­дение к другим формам агрессии.

Замещение это стремление участвовать в агрессивных дей­ствиях, направленных против какого-либо другого лица, а не ис­тинного источника фрустрации.

Ревизионистский подход. Представителем такой модифици­рованной теории обусловливания агрессии фрустрацией является Л. Берковитц. Он ввел новую дополнительную переменную, ха­рактеризующую возможные переживания, возникающие в резуль­тате фрустрации — гнев как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель. Т.е. он считал, что фрустрация вызывает гнев,озлобление, эмоциональную готовность реагировать агрессивно. Помимо этого, по его мнению, агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при оп­ределенных условиях может подавляться.

В концептуальную схему "фрустрация — агрессия" Л. Берко­витц ввел три существенные поправки: а) фрустрация не обяза­тельно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; б) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индиви­да привычку к подобным действиям.

В процессе своего развития фрустрационный подход претерпел значительные изменения и раз­делился на два относительно самостоятельных течения.

1.Сторонни­ки первого течения остались приверженцами фрустрационно-агрессивной гипотезы и продолжают, в основном,исследовать усло­вия, при которых ситуация фрустрации ведет к возникновению аг­рессивных действий. К таким важным условиям от­носятся: сходство-несходство агрессора и жертвы, оправдан­ность-неоправданность агрессии, уровень агрессивности как лич­ностной характеристики человека.

2.Сторонники второго течения создали собственную концепцию фрустрации, в основу которой положен анализ фрустрационных си­туаций, классификации и типологии реакций на фрустрацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: