Нормативное влияние меньшинства

В последнее время ученые поняли, что конфор­мизм и независимость — это не единственно возможные реакции на мнение большинства. Меньшинство может активно отстаивать свою позицию и оказы­вать влияние на большинство....Большинство и меньшинство оказывают друг на друга взаимное влияние.

Критикуя теории конформного поведения, созданные в рамках исследова­тельской парадигмы С. Аша, С. Московичи дает характе­ристику этих теорий

v Человек в группе рассматривается как зависимый элемент груп­по­вой системы, обладающий незначительной волей и свободой.

v Важ­нейшим фактором, цементирующим групповые коммуникации, признается нормативная и информационная зависимость человека от группы, меньшинства от большин­ства.

v Отклонение человека от групповой нормы интерпретируется как проявле­ние плохой соци­альной адаптации, а с точки зрения группы представляет уг­розу ее существованию как целого.

v И еще один важный момент: возмож­ности влияния в группе распределены неравномерно. Практической монополией на ее применение обладают лидеры и групповое боль­шинство.

По всем этим пунктам позиция европейской социальной пси­хологии была иной, иногда — противоположной. Прежде всего отличается сама трактовка термина «меньшинство». Меньшинство оп­ределяется не по численности, а по критерию влияния: это часть группы, которая обладает меньшими возможно­стями влияния.

В экспериментах, проведенных европейскими социальными психологами, был установлен сам факт существования нормативно­го влияния меньшинства и изучены некоторые из его механизмов и эффектов. В одном из самых первых экспериментов, проведенных С. Московичи и его сотрудниками, испытуемым предлагалось определить цвет и его интенсивность по 6-балльной шкале. В экспери­менте участвовали 6 человек, из них двое — помощники экспери­мента­тора — постоянно называли голубой цвет зеленым. В этой си­туации число от­ветов «зеленый» у «наивных» испытуемых составило около 8% (в контрольной группе таких выборов было 0,25%).

Экспериментальные данные позволяют сравнить особенности влияния большинства и меньшинства.

v Большинство оказывает более сильное воздейст­вие на уровне реакций людей на тот или иной факт, меньшинство — на уровне правильности позиции.

v Влия­ние большинства проявляется довольно быстро, конформные реак­ции чаще появляются в ответах испытуемых в первых про­бах. Влия­ние меньшинства часто оказывается на латентном, неосознаваемом человеком уровне и может проявляться не в данной эксперимен­тальной ситуа­ции, а в последующих, лишь частично по содержанию связанных с ней.

Внутренняя картина состояния человека, находящего под воз­действием большинства и меньшинства, совершенно различна.

*Переживая конфликт с большинством, человек очень часто ощущает свою некомпетентность, неза­щищенность. Его стремление присо­единиться к большинству диктуется стра­хом остаться в социальной изоляции.

*Позиция меньшинства часто воспринима­ется представите­лем большинства с иронией, раздражением (позиция «сверху»), его точка зрения — ошибочной, непродуманной. Но при этом по­следо­вательное меньшинство воспринимается как более уверенное в себе. При влиянии меньшинства, утверждает Ч. Д. Немет, человек испы­тывает значи­тельно меньший стресс, чувствует себя внутреннее более защищенным, что по­зволяет ему спокойнее и продуктивнее отнестись к конфликту мнений: у него часто возникает мотивация переоценить ситуацию в свою пользу.

Исследования позволили также установить, что к основным факторам, де­лающим позицию меньшинства влиятельной, необхо­димо отнести последова­тельность, уверенность, гибкость (готов­ность к компромиссу), уважительное отношение к оппонентам.

Г. Мюньи показал, что сила влияния меньшинства существенно за­висит от об­раза, который складывается о нем у большинства: если оно воспринимается как жесткое, бескомпромиссное, категоричное, то это создает сильный психологи­ческий барьер. Не менее важные параметры — последовательность и уве­ренность группового меньшинства в своей позиции.

Основные следствия влияния меньшинства для группы в целом и ее отдельных участников:

• влияние меньшинства побуждает человека и большинство в целом к по­иску новых аргументов в защиту своей позиции; в резуль­тате большинство мо­жет еще больше убедиться в своей правоте, но это убеждение будет опираться уже не на стереотипы и неосознан­ные групповые нормы, а на результаты ана­лиза и размышления;

• благодаря существованию иной позиции, существенно воз­растает веро­ятность выработки человеком и группой новых, креа­тивных решений.

Высокая конформность членов группы, отсутствие «здорового» меньшинства, не разделяю­щего общей точки зрения, легко может привести группу к застою, а ее участников — к ригидности.

Нормативное влияние меньшинства — это механизм, ограничивающий прессинг большинства, препятст­вующий чрезмер­ному повышению конформности членов группы. На групповом уровне он — источник развития, на индивидуаль­ном — стимулятор познавательной актив­ности, проявления творчес­кого личностного начала.

Понятие групповой динамики

Впервые термин «групповая динамика» был использован Кур­том Левином. Г руппа понималась как «динамическое це­лое». Для описания свойств этого динамического целого Левин ис­пользовал два основных закона гештальт-психологии.

Закон «Целое доминирует над частями» приводит к следую­щим соци­ально-психологическим следствиям:

• группа не может быть рассмотрена как сумма индивидов, так как она спо­собна изменять их индивидуальное поведе­ние;

• оказывать влияние извне легче на группу в целом, нежели чем на поведе­ние отдельных ее членов;

• каждый член группы признает свою зависимость от других ее членов.

Закон «Отдельные элементы объединяются в целое» приводит к таким свойствам группы:

• основа группы — не в сходстве, а во взаимозависимости членов группы;

• человек склонен становиться членом той группы, с кото­рой он себя ото­ждествляет, а не той, от которой внешне за­висит;

• человек остается среди тех, к кому он чувствует себя при­надлежащим, даже если их поведение и давление недруже­ственны.

Сегодня термин «групповая динамика» используется весьма широко. Как отмеча­ет Г. М. Андреева: «Групповая дина­мика, в отличие от ста­тики группы, это и есть совокупность тех динамиче­ских процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.» Среди наиважнейших тра­диционно рассматриваются такие групповые процессы, как норма­тивное влияние, раз­витие и сплочение, принятие групповых реше­ний.

Развитие группы в широком значении — это и есть групповая динамика. Существует несколько подходов к выделению этапов развития малой группы.

Модель Л. И. Уманского. В ее основе лежит ряд параметров, для достижения груп­пой высшей ступени развития (ценностная на­правленность группы, организа­ционное и социально-психологичес­кое единство группы, компетентность ее членов в достижении груп­повых целей).

Групповое развитие начинается с конгломерата. Конгломерат — это со­вокупность незнакомых друг с другом людей. Далее развитие группы может происходить в обоих на­правлениях- к коллективу и антиколлективу.

Путь к коллективу лежит через стадии кооперации и автономизации. Кроме того, перед стадией кооперации в развитии группы в ряде случаев можно выделять также промежуточные стадии: номи­нальной группы и группы-ассоциации. Номинальная группа: формальная группа, имеющая название, внешне за­данную цель и структуру. Пока только это и объединяет ее членов.

Группа-ассоциация: заданные извне цели, способы и виды дея­тельности приняты членами группы. Возникает первичная межлич­ностная интеграция.

Группа-кооперация: стадия, на которой группа функционирует в основном в инструментальной плоскости. Хорошо развита струк­тура деловых отноше­ний; члены группы ориентированы на сотруд­ничество в решении целевых во­просов.

Группа-автономия: ориентирована на экспрессивную сферу. Формируется чувство «мы», групповые эталоны и нормы. Группа ориентирована на себя, свои внутренние отношения.

Группа-коллектив: высшая стадия развития группы. Широкая кооперация с другими социальными группами; внутренняя сплочен­ность, кооперативность в инструментальной сфере.

Стратометрическая теория коллектива А. В. Петровского…. В качестве критериев построения типологии групп выступают, во-первых, степень опосредствованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности и, во-вторых, общественная значимость совместной деятельности. Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям); корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям); в центральной точке располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность); а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т. е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью

Модель Б.Такмена. Б. Такмен предложил рассматривать две линии группового развития: в сферах межличностной и деловой активности. Внутри каждой линии существуют 4 свои стадии, кото­рые последовательно сменяют друг друга. Первая стадия связана с ориентировкой во взаимоотношениях (деловых и эмоциональных); вторая — этап проживания конфликта — с необходимостью привес­ти в соот­ветствие взаимоожидания членов группы, групповые и ин­дивидуальные цели и др., далее следует стадия продуктивных взаи­моотношений в каждой из сфер. Четвертая стадия развития межлич­ностных отношений — формирование роле­вой структуры группы, деловых отношений — принятие решений в области достижения целей группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: