Методы этнологии

Предмет этнологии

Этнология — это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культур народов мира, этнические и межэтнические процессы.

Как и каждая наука, этнология имеет собственный предмет изучения. Однако предмет этнологии постоянно расширяется, что затрудняет возможность дать четкое определение науки. Поэтому в отечественной и зарубежной этнологии не существует общепринятого определения этнологии, а имеются различные определения, основанные на разных методологических подходах, подчеркивающих, по мнению авторов, наиболее существенные элементы предметной области этнологии.

Первоначально предметом этнологии как науки стали народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у европейцев. Такой подход был обусловлен тем, что к концу XIX в. практически все европейские народы находились на качественно новом этапе цивилизации. С точки зрения цивилизованных европейцев, существовала огромная дистанция между ними и культурно отсталыми народами, которые были в некотором роде "живыми предками", заслуживающими изучения и подчинения своим интересам. Европейцы называли народы, отставшие в своем развитии от европейской цивилизации, примитивными. Исходя из такой точки зрения, примитивные народы и их культуры стали главным объектом формирующейся научной дисциплины. Об этом свидетельствуют труды основоположников этнологии XIX в. — Льюиса Генри Моргана ("Древнее общество") и Эдуарда Тайлора ("Первобытная культура"). Ранние работы основоположников немецкой этнологии Т. Вайца и А. Бастиана также посвящены изучению "первобытных народов", которым противопоставлялись европейские "культурные народы".

В XX в. стали меняться и значительно расширяться представления о предмете науки. Прежде всего были подвергнуты критике идеи о разделении народов на примитивные (первобытные) и цивилизованные. Стали утверждаться представления о том, что так называемые первобытные народы, как и европейские, имеют свою историю, не являются более ранней ступенью развития человечества и так же удалены от первобытности, как и европейцы. Вместе с тем предполагалось сохранить в этнологии термин "первобытные народы", но понимать под ним те общества и культуры, которые сохранили социальную стабильность благодаря бережному, непотребительскому отношению к природе.

Согласно другому подходу неправомерно делить народы на первобытные и культурные и противопоставлять их друг другу. По мнению сторонников этого подхода, нет ни одного народа, который бы не достиг хоть какого-то прогресса в культуре. Любая этническая группа является носителем культурности в той или иной степени, так или иначе "окультурена", поэтому бессмысленно делить народы на "культурные" и "бескультурные". В связи с этим вместо термина "первобытные народы" предлагались другие термины и понятия, отражающие новую предметную область этнологии: "архаичные культуры", "доиндустриальные общества", "бесписьменные культуры" и т. д. Каждое из этих понятий выражало соответствующие особенности этнических культур, поэтому имеет право на существование. Наряду с этим сохранилось понятие "первобытные народы".

Во второй половине XX в. продолжала расширяться предметная область этнологии. Большое внимание этнологи стали уделять межэтническим, межнациональным отношениям. Одной из актуальных тем стал вопрос о природе и сущности нации, ее этнической и общегражданской политической составляющей. В современном понимании этнология изучает не только происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, отношения между этносами и их изменения, обусловленные этническими процессами, но также и этносоциальные (национальные), этнополитические, этнопсихологические, этнолингвистические и другие процессы и отношения этнонациональной сферы общества.

Таким образом, содержание этнологии совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно безосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры.

В действительности этнология изучает:

*​ возникновение этносов (этногенез);

*​ историческую эволюцию этносов;

*​ современную жизнь этносов;

- возможные пути развития этносов в обозримом будущем.

Если обратиться к конкретному (исследовательскому) опыту современной этнологии, то выяснится, конечно, не претендующий на полноту перечень тем, проблем и научных направлений, которые относятся к предмету этнологии.

Итак, к предмету этнологии относятся следующие проблемы:

*​ материальная культура народов;

*​ ритуалы, обычаи, нравы, верования различных народов;

*​ социальная и политическая структуры народов;

*​ системы воспитания и поведенческие системы, присущие разным народам;

*​ системы обеспечения различных народов;

*​ сравнение ценностных систем этносов;

*​ особенности межкультурных контактов;

*​ расселение народов;

*​ демографические процессы, происходящие в этносах;

*​ названия и самоназвания народов (этнонимика);

*​ субэтнические группы и образования;

*​ хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействия на этносы;

*​ языковое поведение и его влияние на этносы;

*​ этническое сознание и самосознание;

*​ политические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтническими (в том числе конфликтными) отношениями;

*​ динамика этнических систем.

Таким образом, этнология как наука изучает разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической принадлежности.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующее определение этнологии. Этнология — это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культур народов мира, этнические и межэтнические процессы.

Методы этнологии

Методы исследования — это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. Методов познания объекта и предмета конкретной науки существует много. В целом все методы можно разделить на общенаучные и специально-научные. Такая классификация применима и к этнологии.

Из общенаучных методов в этнологии используются исторический, социологический, сравнительный, антропологический, культурологический и другие. Рассмотрим здесь специальные методы, используемые в этнологии.

В этнологии важное значение имеет сбор и накопление разнообразного материала для научного анализа. Это могут быть наблюдения и описания ученых-этнографов, записки путешественников, экспедиционные исследования, фольклорные материалы, литературные источники, изучение письменных источников и устных преданий, описание археологических и антропологических данных и т. п.

Одним из основных методов изучения жизни народов являются так называемые полевые исследования. Этот метод стал широко практиковаться с середины XIX в., когда возникла потребность иметь более полные и подробные знания о колониальных народах, их хозяйстве, общественном устройстве, обычаях, верованиях, психологии, с целью решения задач по управлению населением зависимых стран.

Обычно метод полевого исследования предполагает длительное пребывание исследователя в месте проживания изучаемого этноса. Примером всестороннего и глубокого изучения этносов являются выдающиеся успехи американца Л. Моргана, долгое время жившего среди ирокезов, и русского исследователя Н. Миклухо-Маклая, который несколько лет провел среди папуасов Новой Гвинеи. Ценность данных полевых исследований как стационарного метода обусловлена тем, что этнолог становится свидетелем и соучастником повседневной жизни этноса, этнической группы.

Следует отметить, что в последние десятилетия этот метод чаще стал применяться в виде срочного или сезонного выезда для полевых исследований. Такие срочные и сезонные экспедиции широко практиковались Институтом этнографии Академии наук СССР в 60-80-е гг. XX в., а результаты исследований воплощались в издаваемых научных трудах. Подобный характер полевых исследований современен и экономически оправдан, но имеет свои недостатки. Достаточно сказать, что "срочный" ("сезонный") выезд обычно проводится в наиболее удобный для исследования период работы на месте (например в более благоприятный в климатическом отношении), а следовательно, исключается наблюдение жизни этноса в другие периоды.

Важным методом этнологии является изучение письменных источников, которые обеспечивают исследователя разнообразной и достоверной информацией об изучаемых народах. Письменными источниками обычно являются написанные многими народами их собственные истории или описания их культур, представляющие интерес не только для этнологов. Однако наряду с такого рода историческими материалами существуют и другие типы письменных источников, представляющих интерес для этнологов. Это доклады и научные отчеты географов, отчеты посланников и дипломатов, сообщения капитанов морских судов, торговцев, путешественников и т. п. Такие источники содержат много полезной и ценной информации о жизни и культурах разных народов.

Немалую ценность в этнологии представляет метод изучения археологических материалов, что имеет особое значение для восстановления этнической истории и истории культуры. Археологические материалы ценны тем, что позволяют более точно, чем другие источники, определить время отдельных исторических событий или возраст предметов культуры.

В этнологии используется и метод сравнительного языкознания, суть которого — в сравнении определенных слов из разных языков, позволяющих установить границы соотношения близких языков и степень их родства. Методом сравнительного языкознания можно отследить развитие культуры и этнокультурных отношений разных народов. Это достигается путем систематизированных сравнений слов из нескольких языков, что дает особенно интересные и важные для этнологии результаты. Так, исчезновение определенных слов или их замена синонимами из других языков служат важными показателями взаимодействия культур. При этом нужно иметь в виду, что метод сравнительного языкознания требует от этнологов хорошего знания соответствующих языков, в том числе основ этнолингвистики.

В XX в. в этнологии стали широко применяться статистические источники, среди которых наиболее важными и полными являются переписи населения, дающие этническую информацию разнообразного характера, причем в систематизированном и упорядоченном виде. Вместе с текущим учетом переписи населения образуют стройную систему социально-демографических и этноязыковых показателей, характеризующих различные стороны развития населения. Группа вопросов о национальности и родном языке отражает этноязыковой состав населения, ассимиляционные и этноэмиграционные процессы, динамику национально-смешанных браков и другие этнонациональные характеристики. Данные переписи имеют исключительную ценность не только потому что позволяют установить общую этническую картину, но также помогают определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.

В последние десятилетия во всем мире широкое распространение в этнологии получили методы конкретных социологических исследований. К ним относятся опросы, анкетирование, интервью, наблюдение, тестирование, шкалирование, выборка и др. Эти методы используются для получения данных по определенным вопросам или в связи с теми или иными событиями или планами (межэтнические конфликты, изменение статуса языка, этнических границ, вопросы этнической самоидентификации, отношение к этнической миграции, межэтнические контакты и т. п.). Социологические данные дают оперативную картину по изучаемому вопросу и широко используются в практических целях государственными и общественными институтами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: