Дифференциация продукта» и неценовые факторы конкуренции в теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина

В своей работе «Монополистическая конкуренция», которая вышла в 1933г., обращает внимание на роль в рыночной экономике дифференциации продукта, на основе которого меняется характер конкуренции. Т.е., если фирма производит продукт особой марки, обладающий специфическими свойствами (дифференцированный продукт), то это позволяет фирме поднять цену, привлечь новых покупателей. Т.о., основным фактором (причиной) монополистической конкуренции является монополия продукта (а не монополия фирмы). Продукт - самая подвижная категория в экономической системе, более подвижная, чем цена и поэтому конкуренция качества будет эффективнееконкуренции цен. Поэтому помимо ценовой конкуренции получает распространение неценовая конкуренция, у которой такие методы, как повышение качества товаров, выпуск новых моделей, красивое и броское оформление, умелое обслуживание клиентуры. Он указывает, что конкуренция как таковая не исчезает, а меняются лишь её формы. Особое внимание отводит организации сбыта. Он ввёл категорию «издержки сбыта», от которых зависит уровень цен, и вместе с тем они являются орудием конкурентной борьбы и влияют на ценовую политику. Выступал против государственного вмешательства в рыночный механизм, утверждая, что рынок страдает от монопольного положения профсоюзов и поэтому в своих выводах он обвиняет профсоюзы и несговорчивых рабочих в монополии, считая профсоюзную монополию препятствием к снижению зарплаты, что сказывается отрицательно на уровне занятости и эффективности производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: