Понятие профессии. Профессия и занятие. Профессия и специальность

Предмет и задачи психологии профессионального образования. Методы, используемые в психологии профессионального образования: общепсихологические и специфические.

Психология профессионального образования - раздел психологической науки изучающий закономерности профессионального развития начиная с дошкольного возраста, заканчивая высшим уровнем развития профессионала – стадии наставничества. Она изучает – особенности выбора профессии и владение ею, жизненный путь профессионала и профессиональные кризисы, вопросы проф компетентности и др.

Предмет изучения ППО: - механизмы и закономерности профессионального образования, а объектом являются различные факторы: социальные, психологические, психофизиологические, культурные, экономические и некоторые др, влияющие на проф. образование.

Задачи ППО 1) Разработка и дальнейшее развитие методологии ППО (концепции проф. Образования, ключевые понятия и принципы исследования 2) разработка адекватных предмету ППО исследовательских методик и проектирование собственных методик 3) Анализ психологических механизмов и закономерностей проф образования на различных возрастных этапах и стадиях проф развития 4) Выявление факторов детерминирующих динамику проф образования и анализ кризисов проф развития 5) Психологическая помощь, сопровождение, стимулирование личности на основных этапах профессионального образования в течении всей проф деятельности 6) Разработка и дальнейшее- совершенствование личностно развивающих технологий по психологии проф роста и достижения успеха, психокоррекция и реабилитация профессионала.

Методы ППО ППО использует как общепсихологические (общий, возрастной, социальный, педагогический) так и специфические (отраж специфику предмета) методы исследования. Специфические методы: 1) Профессиограмма. Профессиография 2) Психобиография 3) Метод критических инцидентов 4) Экспертная оценка профессионализма 5) Ретроспекция профессионального развития или проф кризисов 6) Рефлексия проф достижений или деформация 7) трудовой метод 8) Каузометрия 9) Метод анализа профессионального становления 10) Анализ профессий 11) Метод изучения документации и др…

Понятие профессии. Профессия и занятие. Профессия и специальность.

Профессия — это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.

Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово «профессор». «Профессия» – то самое слово, которое вытеснило слово «призвание». Призвание овладевает человеком и важно лишь не слишком сопротивляться – профессией же овладевают.

Специальность — это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность — один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами. Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии. Например, в профессию «врач» входят такие специальности, как терапевт, хирург, окулист, педиатр и еще несколько десятков конкретных профилей деятельности, а в профессию «слесарь» - такие, как сантехник, электрослесарь, слесарь по ремонту подвижного состава и др. Профессиональное обучение бывает нацелено как на получение профессии, в рамках которой затем можно будет сосредоточиться на чем-то одном, так и сразу на конкретную специальность.

Занятие — род деятельности или выполняемая работа, приносящая заработок или доход. Различают основное и побочное занятие. Основным считается то, которое приносит главные средства к существованию продолжительное время. Все занятое население СССР подразделялось на две большие группы: занятые преимущественно физическим трудом и занятые преимущественно умственным трудом. Такая группировка позволяла изучать постепенное стирание существенных различий между физическим и умственным трудом.

Занятие – это вид фактически выполняемой работы. Профессия – это занятие, к которому у вас имеется соответствующая подготовка. Скажем, дворник. Ну что это за профессия, если ей можно обучиться за пару минут. Иное дело инженер или сталевар. Без специальной подготовки в вузе или техникуме вряд ли обойтись. Это профессия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: