Психологические особенности кризисов профессионального становления на различных стадиях. Способы преодоления кризисов
Кризис
| Факторы, обусловливающие кризис
| Способы преодоления кризиса
|
Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 или 16-17 лет)
| Формирование профессиональных намерений и их реализация. Становление «Я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизнедеятельности
| Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки
|
Кризис профессионального выбора (16-18 лет)
| Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизнедеятельности. Перестройка ведущей деятельности
| Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии
|
Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет)
| Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности
| Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и «Я-концепции». Увольнение, смена специальности и профессии
|
Кризис профессионального роста (23-25 лет)
| Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Потребность в дальнейшем повышении квалификации. Создание семьи и ухудшение финансовых возможностей
| Повышение квалификации. Карьера. Смена места работы, вида деятельности. Хобби, семья, быт
|
Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)
| Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом. Ревизия «Я-концепции». Новая доминанта профессиональных ценностей
| Переход на новую должность или работу. Освоение новой специальности и повышение квалификации. Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция, эротические приключения
|
Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)
| Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом. Ревизия «Я-концепции». Новая доминанта профессиональных ценностей
| Переход на новую должность или работу. Освоение новой специальности и повышение квалификации. Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция, эротические приключения
|
Кризис социально-профессиональной самоактуализации (40—42 года)
| Неудовлетворенность возможностями реализовать ебя в сложившейся профессиональной ситуации. оррекция «Я-концепции». Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом. сихофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформации
| Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность. Переход на новую должность или работу. Смена профессиональной позиции, сексуальные увлечения, создание новой семьи
|
Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет)
| Уход на пенсию и новая социальная роль. Новый способ жизнедеятельности. Сужение социально-профессионального поля. Сужение финансовых возможностей. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья
| Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности. Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров. Вовлечение в общественно-полезную деятельность
|
Кризис социально-профессиональной адекватности (65-70 лет)
| Социально-психологическое старение, утрата профессиональной идентификации, неудовлетворенность жизнью
| Социально-психологическая активность, освоение новых социально полезных видов деятельности
|