Билет № 16. 1. Черная металлургия России: хозяйственное значение, основные рай­оны развития, проблемы охраны окружающей среды

1. Черная металлургия России: хозяйственное значение, основные рай­оны развития, проблемы охраны окружающей среды.

В ее состав входят добыча и обогащение железных, мар­ганцевых и хромитовых руд, выплавка чугуна и стали, произ­водство проката и ферросплавов. Поэтому в черной металлур­гии широко развито комбинирование — объединение на од­ном предприятии нескольких производств различных отрас­лей, связанных между собой.

В пределах одной металлургической базы сосредоточива­ются добыча, подготовка руд и топлива, выпуск металла и вспомогательных материалов. Большинство предприятий этой отрасли — комбинаты.

Для производства чугуна требуется большое количество сырья — железной руды, кокса (при доменном производстве) или электроэнергии, марганцевой руды и т.д. Наша страна обеспечена сырьем для черной металлургии практически пол­ностью. По выплавке чугуна и стали в 80-90-е гг. СССР, а за­тем Россия удерживала мировое лидерство; сейчас она зани­мает четвертое место в мире.

Крупнейшей металлургической базой страны является Урал. Здесь производится почти 1/2 чугуна, стали и проката России. В качестве сырья используются привозной уголь (из Кузбасса и Караганды) и руда из Казахстана, КМА и Магнито­горска. Большая часть металла выплавляется на предприяти­ях-гигантах в Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Челябинске, Новотроицке.

Второй по значению металлургической базой является Центр, использующий собственные руды (КМА) и привозной кокс (Кузбасс, Воркута). Основные центры — Липецк, Старый 66

Оскол, Тула, Волгоград, Электросталь, Колпино, Санкт-Петербург.

Металлургическая база Сибири и Дальнего Востока пока еще находится в стадии формирования. Современные комби­наты полного цикла действуют в Новокузнецке, Новосибир­ске, Гурьевске, Красноярске, Комсомольске-на-Амуре. Желез­ные руды поступают из Горной Шорни, Хакасии, Ангаро-Илинского бассейна. Используются угли Кузбасса и Южно-Якутского бассейна.

В связи с созданием Череповецкого комбината полного цикла начала формироваться Северная металлургическая база.

2. Вам необходимо разработать маршрут путешествия по России с це­лью увидеть наиболее полный набор природных зон равнин. По какой равнине и в каком направлении следует путешествовать? Используя различ­ные источники географической информации, обоснуйте свой выбор.

Наиболее полный набор природных зон можно проследить на русской (Восточно-Европейской) равнине. Континентальность климата в ее пределах нарастает с северо-запада на юго-восток. В этом направлении сменяют друг друга и природные зоны (более подробно – с карт атласа).

3. Оцените по картам и статистическим материалам природные условия и ресурсы Вологодской области.

Вологодская область входит в состав Северного экономического района и граничит с Архангельской, Кировской, костромской, Ярославской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областями и с Республикой Карелия. Наиболее важными для Вологодской области являются области самых развитых экономических районов страны – Центрального и Северо-Западного. Выгодным является близкое расположение главных экономических центров – Москвы и Санкт-Петребурга. В Центральный и Северо-западный Экономические районы Вологодская область поставляет металл, древесину, бумагу, минеральные удобрения и продукты питания. Оттуда поступают оборудование, продукция легкой промышленности и недостающие продукты питания. Вологодская область имеет выгодное экономико-географическое положение, так как по ее территории проходят транспортные магистрали, имеющие государственное значение. С севера на юг область пересекает Северная железная дорога, соединяющая Вологду с Москвой, Архангельском и через Обозерский, с Мурманском. Печорская железная дорога (Вологда – Коноша – Воркута) открывает доступ к северо-восточным регионам европейской России. Связи с Санкт-Петербургом и Уралом обеспечивает железная дорога, проходящая в южной части области. Автодороги государственного значения пересекают область, соединяя Вологду с Санкт-Петербургом (федеральная трасса «Вологда – Новая Ладога»), с Москвой и Архангельском (Холмогоры»). Межрегиональное значение имеют дороги на Медвежьегорск, на Котлас и на Шарью, связывая Вологодскую область с Республикой Карелия, с Архангельской и Кировской областями. По судоходным линиям Вологодская область имеет выход к пяти российским морям: Балтийскому, Белому, Каспийскому, Азовскому и Черному. Наибольшее значение для внешних связей области имеет Волго-Балтийский путь, соединяющий Балтийское и Каспийское моря. Роль Сухоны, которая долгие годы являлась практически единственной транспортной линией на востоке области, в последние годы значительно снизилась благодаря постройке автодороги Тотьма – Нюксеница – Великий Устюг. Положение на севере Русской равнины определяет обеспеченность лесными, водными ресурсами и месторождениями песчано-гравийных смесей. Регулярное прохождение зимой над территорией области атлантических циклонов, несущих относительно теплый и влажный воздух, делает природные условия всей нашей области удовлетворительными для сельскохозяйственного использования, хотя она и входит в зону рискованного земледелия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: