Билет № 18. 1. Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося)

1. Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося).

высотная поясность — это закономерная смена природных условий, при­родных зон, ландшафтов в горах. В отличие от равнин в горах и растительный, и животный мир в 2 — 5 раз богаче видами. Число высотных поясов в горах зависит от высоты гор и от их географического положения.

Смену природных зон в горах часто сравнива­ют с движением по равнине в направлении с юга на север. Но в горах смена природных зон проис­ходит более резко и контрастно и ощущается на сравнительно небольших расстояниях. Наиболь­шее число высотных поясов можно наблюдать в горах, расположенных в тропиках, наимень­шее — в горах такой же высоты, как в районе Полярного круга.

Характер высотной поясности меняется в за­висимости от экспозиции склона, а также по мере удаления гор от океана. В горах, расположенных близ морских побережий, преобладают горно-лесные ландшафты. Для гор в центральных районах материка типичны безлесные ландшафты.

Каждый высотный ландшафтный пояс окру­жает горы со всех сторон, но система ярусов на противоположных склонах хребтов может резко

отличаться.

Только у горных подножий условия близки к типичным для соседних равнин. Над ними распо­ложены «этажи» с более суровой природой. Выше всех располагается ярус вечных снегов и льдов. Чем выше, тем холоднее.

Но бывают исключения. В Сибири есть райо­ны, где климат подножий суровее, чем на вышележащих склонах. Связано это с застоем холодного воздуха на дне межгорных котловин.

Набор высотных поясов тем больше, чем юж­нее находятся горы. Очень хорошо это видно на примере Урала. На юге Урала, где высоты меньше, чем на Северном и Полярном Урале, высот­ных поясов много, а на севере присутствует лишь один горно-тундровый пояс. Очень контрастно сменяются высотные пояса на Черноморском побережье Кавказа. Менее чем за час автомобиль может поднять путешественни­ков из субтропиков на побережье к субальпий­ским лугам.

2. Почти 90 % продукции машиностроения выпускается в европейской части России. Какими факторами это обусловлено? Сравните факторы раз­мещения разных отраслей машиностроительного комплекса и приведите примеры центров машиностроения России, на размещение которых оказали влияние эти факторы.

Размещение отраслей машиностроения связано в первую очередь с размещением городов. В каждом крупном городе есть предприятие машиностроения. А так как большинство городов сосредоточено в европейской части страны, то и география машиностроения совпадает с треугольником расселения

На размещение предприятий влияют факторы:

1) трудовых ресурсов и наукоемкости (приборостроение, электротехника и т.п.); например. Предприятия по производству сложной, наукоемкой техники размещают вблизи научных центров таких как Москва, Санкт- Петербург, Новосибирск

2) близость крупных металлургических баз (тяжелое маши­ностроение — производство горнодобывающего оборудо­вания, энергетики и т.д.); Например, в Уральском экономическом районе много предприятий по выпуску металлоёмкого машиностроения, т.к. там расположена крупная металлургическая база (Магнитогорск, Нижний Тагил и др.)

3) военно-стратегический (частично — авиастроение, судо­строение);

4) транспортный (все отрасли);

5) потребительский (например — сельскохозяйственное ма­шиностроение – завод по производству комбайнов расположен в Ростове-на-Дону в Южном федеральном округе – основной житнице страны).

Машиностроение — производство разнообразных машин. Состоит из 70 отраслей, главными из которых являются: приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое, энергетическое (турбины, котлы, дизели) машиностроение, станкостроение, инструментальная промышленность, строительное и дорожное машиностроение, тракторостроение, сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, транспортное машиностроение (локомотивы, вагоны, автобусы, трамваи). Сырье машиностроение получает от черной и цветной металлургии (прокат, литье), химической промышленности (пластик, синтетические материалы). Оно энергоемко и трудоемко. Продукция машиностроения (машины, станки, приборы и др.) потребляется всеми отраслями хозяйства.

Факторы размещения предприятий машиностроения: наукоемкость (научно-исследовательские институты и конструкторские бюро разрабатывают новейшие технологии и внедряют их в производство); военно-стратегический фактор (машиностроение — основа военно-промышленного комплекса), трудоемкость (в отрасли занято большое количество рабочих высокой квалификации и инженеров; особенно высока трудоемкость производства в станкостроении, авиационной промышленности, приборостроении, электротехнике); металлоемкость (многие отрасли машиностроения, хотя и не все); транспортный фактор (заводы производят машины из большого количества деталей, которые привозятся транспортом из разных районов страны; поэтому заводы должны размещаться на транспортных магистралях или в крупных транспортных узлах с выгодным ЭГП); ориентация на потребителя (некоторые отрасли машиностроения производят такие машины, которые используются только в определенных районах специализации; например, комбайны производятся в районах, где выращиваются зерновые культуры; лесные машины и техника — в районах массовых лесозаготовок; поэтому такие заводы должны размещаться в районах с соответствующей специализацией).

Специализация и кооперирование. Специализация — выпуск одного вида продукции, деталей. Кооперирование — объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции. Например, для производства автомобилей необходимы прокат металла, запчасти, приборы, авторезина, деревянные материалы, синтетические материалы, шасси. На одном заводе нельзя произвести все эти части и детали автомобиля. Поэтому созданы заводы, которые специализируются на производстве каждого из перечисленных видов продукции и деталей: один завод производит только автомобильные шины, другой — только шасси и т.д. Кооперирование — это поставки всех этих деталей с разных заводов на один большой автомобильный, где из них собирают конечный продукт — автомобиль.

3. Оцените по картам агроклиматические ресурсы своей местности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: