Лексика. Словари

АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА

АЛ – рассматривает язык с точки зрения его изначальной и фундаментальной связи с человеком и полагавшим, что изучение языка подчинено «цели познания человеком самого себя и своего отношения ко всему видимому и скрытому вокруг себя» [Гумбольдт 1985]. каждая теория, идея, факт, единица пропускается сквозь призму человеческого фактора. Иными совами, «человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, определяя его перспективы и конечные цели» [Кубрякова 1995; 212].

в Рос – в середине 70-х годов ХХ века, благодаря работе Ю.С. Степанова [1975]. Цель – анализ эмпирического материала в аспекте представленности «человеческого фактора в языке».

когнитив. лингвистика (язык-сознание-мышление)

Функциональная грамматика

теория деятельности

теория перевода

теория коммуникации и речевых актов адресант – адресат, - мотив/цель_комм. код (Якобсон)

диалогической теории высказывания М.М. Бахтина [1972,1986]

лингвокультурология (изучение нац.ментальности)

социолингвистика (язык и условия бытовая, язык и нация, национальные языки как историческая категория, социальная дифференциация языка)

теория МК

лингвистика текста

возрастная психология

социальная психология

психолингвистика

этнолингвистика и этнопсихолинвистика

комм. парадигма в РКИ

лингвокультурология (Воробьев, Костомаров, Верещагин) теория языковой личности Ю.Н. Караулова [1987]

культура речи

антропоцентрическ. лексикология и лексикография (работы В.В. Морковкина, Ю.Н. Караулова и др.)проблемы таронимии – категории, ответственной за смешение лексических и фразеологических единиц под влиянием их содержательной и/или формальной смежности. – проблемы агнонимиинепонятные носителю языка – категории, которая обусловливает недостаточность (лакунарность, «дырчатость») ментально-лингвального комплекса языковой личности. – В.В. Морковкин и А.В. Морковкина «Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем)».

философии грамматики О. Есперсена с ее «говорящим и слушателем» [1958], концепции субъективности, заключенной в диалектическом единстве я/ты Э. Бенвениста [1974],

«фактора адресата» Н.Д. Арутюновой [1988


Лексика. Словари.

Виды учебных словарей:

– толковые, фразеологические, орфографические, орфоэпические, словари морфем, словоизменительные, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, словообразовательных гнезд, идеографические словари, терминологические, словари функциональных стилей, словари территориальных и социальных диалектов, словари иностранных слов. деловой лексики

– автономный или включенный (в учебник);

– независимый или инкорпорированный (то есть отдельный или часть учебного комплекса);

– одно- или двуязычным;

– аспектные или полиаскпектные;

– активные, пассивные и активно-пассивные;

– с точки зрения адресата (с точки зрения возраста, национальности и т.д., а также с точки зрения учащегося и преподавателя: для последнего – словари методического, лингвистического, психологического, социокультурного и культурологического характера).

Пособия по лексике

– лекс пособия (Ласкарева), лекс.пособ словар типа – дисс. Максимчук).

В Лингвострановедч: +: нагляд, темы, дост-о инфы; Терминологич: сочет-ть, иллюстрир, лат.аналог; Лекс.пособия: структурир-ть, но нет этапа обуч. Сочетаемости: стилист.принцип, тематич ук-ли, прост.синт.констр. Фразеол: слишком много инфы.

Картинно-стиутаивный словарь Щукина: +: семант-е слово выдел-о цветом, ориг.подача, наглядность, слово в парадигме, грам.справ-к в конце, неизолированое предъявление лекс.ед, искат.экспликация внутр.ф.слов.

в) лекс.минимум (по принципу семант-му(важн.слова), частот-ть, стилист, счоет-ть, словообр (непроизводн). –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: