Что такое интенсивные методы обучения? Каковы методические признаки этой группы методов? Охарактеризуйте содержание метода активизации

1) Интенсивные методы обучения направлены главным образом на овладение устной иноязычной речью в сжатые сроки при значительной ежедневной концентрации учебных часов и создании обстановки?погружения? в иноязычную среду.

Эти методы стремятся к активизации психологических резервов личности обучаемого, часто не используемые при традиционном обучении. От такого обучения интенсивное отличается способами организации и проведения занятий: уделяется повышенное внимание различным формам педагогического общения, созданию особого социально-психологического климата в группе, поддержанию учебной мотивации, снятию психологических барьеров при усвоении учебного материала и его активизации в речи.

К интенсивным методам относятся суггестопедический метод, метод активизации возможностей личности и коллектива (МА), эмоционально-смысловой метод, интенсивный метод обучения устной речи взрослых, ускоренный курс обучения языку методом погружения, суггестокибернетический интегральный метод, ритмопедия, гипнопедия, релаксопедия,?экспресс-метод? и?интелл-метод?.

Метод активизации возможностей личности и коллектива (МА) разработан в конце 70-х – начале 80-х гг. на основе концепции Г. Лозанова при активном участии Г. А. Китайгородской. Этот метод ориентирован прежде всего на обучение общения и в меньшей степени – на овладение языковым материалом.

Теоретические положения метода базируются на достижениях российской психологической школы и в первую очередь на психологии общения в рамках теории речевой деятельности, а также на использовании резервов сферы бессознательного в обучении. На основе названных психологических теорий формулируются следующие положения метода: а) создание на занятиях коллективного взаимодействия и организация управляемого речевого общения; б) раскрытие творческого потенциала личности обучаемого, обеспечивающее эффект гипермнезии (состояние памяти, при котором возможно запоминание значительного по объему материала). Источником активизации памяти являются суггестивные средства обучения (авторитет, инфантилизация, двуплановость поведения, концертная псевдопассивность и ряд других); в) использование различных источников восприятия, в том числе и сферы бессознательного.

Психолого-педагогические принципы метода, в своей совокупности определяемые также формулой?в коллективе и через коллектив?, позволяют осуществлять целенаправленное управление процессом общения на занятиях. Существует 6 принципов метода: а) принцип личностного общения; б) принцип ролевой организации; в) принцип коллективного взаимодействия; г) принцип полифункциональности упражнений; д) принцип концентрированности в организации учебного материала; е) принцип двуплановости обучения.

В рамках метода активизации была разработана модель обучения, обеспечивающая цикличность учебного процесса. Каждый цикл занятий включает в себя три последовательных этапа: введение нового материала (с текста текста-полилога), тренировку в общении (первая разработка), практику общения (вторая разработка).

Метод активизации привлекает внимание заложенными в нем возможностями обучения языку как средству общения в сжатые сроки в пределах тем и ситуаций общения, представляющих интерес для учащихся. Это обстоятельство обеспечивает мотивационную сторону обучения, как и разработанные в рамках метода приемы и формы обучения: обучение в процессе общения, использование ролевых игр, музыкального фона, средств наглядности и современных технологий. Применяемые время от времени попытки?усовершенствования? метода путем включения в него приемов обучения, свойственных другим методам (например, использование домашних заданий и так называемого межциклового обучения) свидетельствуют о сближении некоторых вариантов метода с другими методики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: