Экономическое учение физиократов. Ф. Кенэ о «чистом продукте»

ФИЗИОКРАТИЯ (с греч. – «власть природы») – направление классической политической экономии во Франции, которое центральную роль в экономике отводило сельскохозяйственному пр-ву.

Физиократы подвергали критике меркантилизм, считая, что внимание пр-ва должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на с/х пр-во.

Центральные идеи теории физиократии: эк-кие законы носят естественный характер (то есть понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса пр-ва; источник богатства - сфера пр-ва материальных благ – земледелие; промышленность и торговля – сферы непроизводящие; промышленный труд лишь изменяет форму чистого продукта (разницы между суммой всех благ и затратами на пр-во продукта), не увеличивая его размера; капитал имеет составные части, такие как «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы»; деньги не относятся ни к одному из видов авансов, сами по себе они бесплодны; признается только одна функция денег – как средства обращения, вследствие чего накопление денег считается вредным, поскольку оно изымает часть денег из обращения.

Признанным основоположником и лидером школы физиократов является ФРАНСУА КЕНЭ (1694–1774) – придворный медик Людовика XV, занявшийся проблемами эк-ки в 60-летнем возрасте.

По мнению Кене, постоянно воспроизводимые богатства с/х служат основой для всех профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение пром-ть и поддерживают процветание нации. Земледелие – основа экономики гос-ва. Основные произведения: «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758).

В своих работах он решительно осуждает взгляды меркантилистов на эк-кие проблемы, убеждает в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе рыночного механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу с/х продукции.

Методологическая платформа исследования Кене – КОНЦЕПЦИЯ О ЕСТЕСТВЕННОМ ПОРЯДКЕ, юридической основой которой являются физические и моральные законы гос-ва, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. В книге "Естественное право" /1765/ Кенэ заложил учение о "естественном порядке", которое гласило, что в обществе есть законы естественного порядка, выгодные для человека, установленные богом для производства и распределения материальных благ, обеспечивающая объективность и закономерность общественного развития. Естественно, при такой системе порядка вмешательство государства считалось излишним.

Ф.Кенэ. Концепция естественного порядка. Государство, по мнению физиократов, должно охранять частную собственность, частные интересы и обеспечивать воспроизводство и правильное распределение благ. Высшую государственную власть основоположник и глава Ф. Кенэ считал целесообразным сосредоточить в одном просвещенном лице, обладающем знанием законов - естественного порядка, - необходимых для осуществления государственного руководства.

Учение о чистом продукте. Источником чистого продукта является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. В промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится, происходит только смена первоначальной формы этого продукта. Впервые Ф. Кенэ выдвинул положение о производительной сущности различных социальных групп общества. Согласно его учению нация состоит из трех классов граждан: производительный - все люди, занятые в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермер; собственников - землевладельцы, включая короля и духовенство; бесплодный - все граждане вне земледелия (промышленность, торговля, и др. сферы услуг). Новизна теории классов Тюрго в том, что он первые два класса называет «работающими или занятыми классами.

Важное место среди работ Ф. Кенэ занимает его УЧЕНИЕ О ЧИСТОМ ПРОДУКТЕ, который сейчас называют национальным доходом. «Источниками чистого продукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в с/х пр-ве. Но промышленность Кенэ не считал бесполезной. Исходил он из того, что нация состоит трех классов граждан: класса производительного (все занятые в с/х), класса собственников (земледельцы) и класса бесплодного (все граждане вне земледелия, в т.ч. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг). Кенэ признавал торговлю «бесплодным занятием» и утверждал, что необходима только «абсолютная свобода торговли»: расширение торговли, изгнание монополии и сокращение торговых издержек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: