double arrow

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ У. ПЕТТИ О БОГАТСТВЕ, ДЕНЬГАХ И ТОРГОВОМ КАПИТАЛЕ



Первый этап эволюции классической политической экономии: середина XVII – начало XVIII века – появление трудов Петти в Англии и Буагильбера во Франции, в которых формируются признаки нового учения, впоследствии названного классической политической экономией.

В первой половине первого этапа авторы:резко осуждают протекционистскую систему, ограничивающую свободу предпринимательства; делают первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг посредством учета количества затраченного в процессе пр-ва рабочего времени и труда; подчеркивают приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального богатства в сфере материального пр-ва.

Вторая половина первого этапа приходится на середину – начало 2ой половины XVIII, характеризуется появлением специфического течения «классической школы» – ФИЗИОКРАТИЗМА.

Физиократы (Ф. Кене, А Тюрго и др.) продвинули эк-кую науку, обозначили новое толкование ряда микро- и макроэкономических категорий. Но их внимание было приковано к проблемам сельскохозяйственного пр-ва в ущерб другим отраслям экономики и особенно сфере обращения.




УИЛЬЯМ ПЕТТИ (1623–1687) – основоположник классической школы политической экономии в Англии. В 27 лет получил степень доктора. Спустя 10 лет стал крупным землевладельцем.

В 1658 был избран в парламент, где выдвинул идеи реформирования налоговой системы, организации статистической службы, проекты улучшения торговли. Среди известных экономических работ – «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Политическая арифметика» (1576), «Несколько слов по поводу денег» (1682), в которых красной нитью прослеживается мысль о неприятии протекционистских идей меркантилистов.

В отличие от меркантилистов богатство, по мнению Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка. Именно в рассуждениях по данному поводу он высказывал весьма популярное и в наши дни убеждение: «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать».

Для увеличения богатства страны Петти полагал, что вместо наказания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных врагов» отдавать «в рабство», заставлять трудиться. Это в противовес меркантилистам означало, что богатство создаётся прежде всего трудом и его результатами. Поэтому, уточнял Петти, если какое-либо государство прибегает к порче монет, то это характеризует его упадок, бесчестное положение государя, измену общественному доверию к деньгам.



В развитии данной мысли Петти обращает внимание на бессмысленность и невозможность запрета вывоза денег. Подобное деяние государства равносильно запрету ввоза в страну импортных товаров. В этих и других суждениях Петти проявляет себя как сторонник количественной теории денег. Однако в то же время очевидна и его упрощенческая позиция по поводу роли денег в экономике. С одной стороны, количественная теория денег действительно показала, что «деньги сами по себе не конструируют богатства», с другой же – Петти, а затем другие авторы классической политической экономии не поняли, что эта теория вела к игнорированию взаимосвязи между товарными и денежными рынками, проистекающей от функции денег как средства сохранения ценности.

Петти отрицает участие торговли и торгового капитала в создании национального богатства, настаивает на сокращении значительной части купцов. Последних Петти сравнивает с «игроками», занятым распределением продукции с/х и промышленности государства. Неприятие меркантилистских идей отразилось в творчестве Петти не только в связи с характеристикой сущности богатства и путей его приумножения, но и в попытках выявить природу происхождения стоимости товаров, а также причин, влияющих на уровень их ценности на рынке. Трактовки, предложенные им в данной связи, впоследствии позволили признать ЕГО ПЕРВЫМ АВТОРОМ ТРУДОВОЙ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ, ставшей одним из главных признаков классической политической экономии в целом. В одной из них говорится, что стоимость товара создаётся трудом по добыче серебра и является его «естественной ценой»; стоимость же товаров, выясненная приравниванием к стоимости серебра, является их «истинной рыночной ценой». Другая гласит: стоимость товара обусловлена участием в её создании труда и земли. Как видим, у Петти в основе цены товара в каждой из трактовок её сущности лежит затратный, т.е. тупиковый, подход.



Сейчас читают про: