а) Шива – разрушитель мира;
б) жизнь есть страдание;
в) корень страданий - жажда жизни;
г) необходим отказ от жажды жизни;
д) есть путь к просветлению человека.
(а)
14. Какая трактовка нирваны - высшего состояние блаженства в буддизме - неверна:
а) достижение полной невозмутимости и совершенного безразличия;
б) озарение, просветление;
в) угасание, затухание;
г) состояние свершенности, законченности индивидуального бытия.
(б)
15. В ведической традиции древнеиндийской философии единое высшее духовное начало мира это:
а) атман;
б) пракрити;
в) брахман.
(в)
16. Какое философское учение не является одной из шести школ древнекитайской философии:
а) даосизм;
б) джайнизм;
в) школа инь-ян;
г) моизм;
д) легизм;
е) школа имен;
ж) конфуцианство.
(б)
17. Основоположником даосизма считают:
а) Кун-Цзы;
б) Мо-Цзы;
в) Лао-Цзы.
(в)
18. В центре внимания даосских мудрецов прежде всего:
а) социально-политическая проблематика;
б) проблемы этики;
в) онтологическая проблематика.
(в)
19. Одно из центральных многозначных понятий китайской философии, трактуемое как небытие, основа, закон мироздания, путь, возможность, естественный ход вещей, это:
а) у вей;
б) инь;
в) ян;
г) дао.
(г)
20. Как писал Лао- Цзы, «человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует (…), а (…) следует самому себе». Вставьте пропущенное слово:
а) Бог;
б) Дао;
в) Разум.
(б)
21. В древности, как писал Лао-Цзы, говорили: «Ущербное становится совершенным, кривое – прямым, пустое – наполненным; ветхое сменяется новым; стремясь к малому, достигаешь многого…». Данная мысль сформулирована с позиций:
а) диалектики;
б) логики;
в) дуализма.
(а)
22. Максимой, предложенной даосизмом, стал принцип «у вей». Это означает:
а) «раздор – царь всему»;
б) «золотая середина»;
в) «победоносное недеяние».
(в)
23. Авторитаризм как естественное выражение способа философствования, как законный итог понимания дао был характерен для:
а) даосизма;
б) конфуцианства.
(б)
24. Диалектическое понимание мира, признание его внутреннего динамизма, бесконечной изменчивости, становления характерно прежде всего для этой школы китайской философии:
а) моизм;
б) легизм;
в) конфуцианство;
г) даосизм.
(г)
25. Официальная идеология китайского общества сложилась на основе:
а) даосизма;
б) конфуцианства;
в) школы инь-ян.
(б)
Управление государством рассматривается как искусство достижения нравственности и справедливости, а политика тождественна этике.
Такой подход характерен для школы:
а) конфуцианства;
б) легизма;
в) инь-ян.
(а)
27. Какие понятия являются одними из основных в учении Конфуция:
а) «взаимность»
б) «золотая середина»
в) «человеколюбие»
г) «естественность».
(а, б, в)
28.Вершиной достижения китайской философии в теории познания и логике признаны взгляды:
а) даосских мудрецов;
б) конфуцианцев;
в) моистов.
(в)