Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Признаки совершенной конкуренции:
-множество продавцов
-однородность продукции
-степень контроля над ценой отсутствует
-рыночная власть отсутствует
-барьер входа на рынок не ограничен
-неценовая конкуренция отсутствует = фермерские хоз-ва
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной
Модель чистой монополии.
Чистая монополия – экономическая модель рынка, в которой 100% рынка контролируется 1й фирмой.
Признаки чистой монополии:
- 1 продавец
- уникальность и неделимость продукции
- высокая степень контроля над ценой
- рыночная власть максимальна
- барьер входа на рынок непреодолим
-неценовая конкуренция высока (имидж фирмы)=ГазПром, РЖД.
Модель монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция – экономическая модель рынка, наиболее распространённая и близкая к совершенной конкуренции.
Признаки монополистической конкуренции:
- много продавцов
- тип продукции дифференцированный
- степень контроля над ценой незначительная
- рыночная власть небольшая
- барьеры входа на рынок не высоки
- неценовая конкуренция – марки, реклама.. = одежда, обувь, косметика..
Модель олигополии.
Олигополия -— тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
Признаки олигополии:
- несколько продавцов
- однородный или дифференцированный тип продукции
- частичная степень контроля над ценой
- рыночная власть высокая
- барьеры входа на рынок высокие
- неценовая конкуренция высока = Мерседес, BMW..






