Преимущества - 1) способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров; 2) вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства; 3) создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством; 4) обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей; 5) нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.
Недостатки – 1) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов); 2) отрицательно сказывается на защите окружающей среды; 3) не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт); 4) не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства; 5) не гарантирует право на труд, на доход на отдых; 6) не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
|
|
Показатели оценки монопольной власти.
Монопольная власть – способность фирмы воздействовать на рыночную цену товара.
1) Коэф-т концентрации рынка – представляет собой долю 3х – 4х наиболее крупных фирм в общем объёме продаж данной отрасли.
2) Индекс Херфендали-Хиршмана показывает степень монополизации рынка. При чистой монополии, когда 100% рынка контролируется 1й фирмой – индекс достигает 10.000
3) Индекс Лермана показывает степень влияния фирмы на рыночную цену. До 1.
Модели рынка.
Модели рынка: совершенная к-ция и несовершенная к-ция: монополистическая к-ция, олигополия, чистая монополия.