Для чего проводятся физкультурные минутки и физкультурные паузы, и какие упражнения используются?

1. Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный

процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств

человека. В отличие от других видов подготовки в ОФП развитие физических

качеств осуществляют с целью достижения и сохранения оптимального

уровня общей работоспособности, поддержания высокой функциональной

активности и социальной деятельности. Вместе с тем на основе ОФП

осуществляют специальную профессионально-прикладную физическую

подготовку, которая обеспечивает готовность человека активно включаться

в конкретную профессиональную деятельность. Основные задачи, которые решают в процессе ОФП, включая и самостоятельные формы организации занятий, заключаются в повышении:

— функциональных возможностей основных жизненно важных систем

организма: дыхания, кровообращения, энергообеспечения;

— уровня развития основных физических качеств (сила, быстрота,

выносливость, гибкость, ловкость, координация);

— адаптивных (приспособительных) свойств организма к, социальноэкологическим

и климатическим условиям среды жизнеобитания человека;

— защитных функций организма, устойчивости к заболеваниям, психическим

напряжениям и стрессам;

— профессионального уровня, специальной работоспособности, а также в

обеспечении функциональной готовности человека к профессиональноприкладной

физической подготовке, включающей в себя освоение новых

форм движений и видов профессиональной деятельности.

В ОФП очень важно планирование организации тренировочного процесса.

Планирование включает в себя:

— выбор физических упражнений по признакам их воздействия на

функциональную активность органов и систем организма;

— определение величины нагрузки, ее объема и продолжительности как в

отдельно взятом занятии, так и в системе занятий;

— разработку содержания каждого занятия и системы занятий на

недельный, месячный, полугодовой и годовой период.

Планирование ОФП обязательно осуществляется на основе результатов

контроля физической подготовленности занимающихся, и в первую очередь

по результатам развития основных физических качеств.

Приступая к планированию самостоятельных занятий, необходимо

определить уровень своей физической подготовленности. Для этого надо

провести тестирование развития физических качеств и полученные

результаты сравнить с нормативными требованиями, которые задаются в

школьной программе. Сравнивая свои данные с требованиями программы,

выявляют либо отставание, либо опережение в развитии физических качеств

и соответственно этому определяют направленность тренировочного

процесса (например, если выявлено отставание по показателям

выносливости, то, естественно, в содержание занятий включают достаточно

большой объем упражнений на развитие именно этого качества и, наоборот,

если отставание по показателям силы, то задаются преимущественно

упражнения силовой направленности).

Определив направленность ОФП и отобрав соответствующие физические

упражнения, приступают к планированию тренировочного Процесса.

Вначале определяют количество занятий в недельном цикле (например; 3

занятия) и устанавливают их продолжительность (например,/ 60 мин). После

этого для каждого занятия первого недельного цикла разрабатывают планконспект.

По окончании первого цикла определяют содержание занятий для

второго цикла и т. д. Разрабатывая содержание каждого последующего

цикла, необходимо учитывать переносимость нагрузки в предыдущем цикле.

Если реакция организма па нагрузки была нормальной (бодрое и веселое

настроение, хороший и крепкий сон, высокая работоспособность в течение

всего дня), то величину нагрузок повышают; если же появились негативные

симптомы (нарушение сна, плохой аппетит, вялость, усталость, боли в

мышцах), то нагрузки не изменяют или даже несколько снижают. Величину

нагрузок подбирают и регулируют по показателям частоты сердечных

сокращений, ориентируясь на научно установленные режимы:

оздоровительный (до 120 уд/мин); поддерживающий (до 140 уд/мин);

развивающий (до 160 уд/мин); тренирующий (свыше 160 уд/мин).

2. Относительно успешно регулировать динамику работоспособности можно с

помощью занятий физической культурой, применяя, в частности,

физкультминутки, физкультпаузы, подвижные и спортивные игры и т. п.

Физкультминутки и физкультпаузы проводится в течение 1—2 мин. Она усиливает обмен веществ в организме, повышает внимание, улучшает осанку. В подборе упражнений для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т. п. Упражнения выполняются сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3—5 упражнений, повторяемых по 4—6 раз. В комплексах рекомендуется использовать потягивание, прогибания туловища, полунаклоны и наклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: