Человек как предмет философии. 3я сфера философии, помимо онтологической и гносеологической – что такое я?

3я сфера философии, помимо онтологической и гносеологической – что такое я? – антропологические поиски. Идентифицировать себя можно в самых разных ипостасях. Проблема поставлена Сократом. Цель человека по Сократу – познание самого себя. Познание человека нужно для правильного морального поведения. Знание дает человеку силу ума, открывающего логос – слово, бытие, закон.

Рассмотрение человека как особой философской темы отвечает потребности в целостном подходе к его изучению. Потребность эта развивается по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией целого ряда конкретных наук: экономики и социологии, биологии и медицины, географии и даже астрономии. Она продиктована современными тенденциями научно-технического прогресса, развитием человечества как мирового сообщества, обострением возникающих внутри этого сообщества проблем и трагически напряженным звучанием вопроса о человеческих издержках прогресса в современную эпоху. Не последнюю роль в актуализации этой темы играют также те трудности, которые непомерно осложнили жизнь значительной части людей в нашем обществе в связи с происходящими в нем в последние годы преобразованиями.

Со второй половины XIX века, когда стало общепризнанным, что человек - продукт биологической эволюции, центральным для всей антропологической проблематики сделался вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия.

Работа Аристотеля о душе. В ней впервые дается первое определение человека. Zoo politicon – политическое животное. Отмечается традиционная двойственность начала: биологическое и социальное. Разные уровни бытия души: растительная душа, чувствующая душа и разумная душа.
В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий специфичное для человека нормативно-преемственное программирование поведения называется культурой [1].

У Фрейда бессознательное включает все природные инстинкты и скрытые желания, а сознательное – сдерживает, останавливает бессознательное в соответствии с соц нормами. В неофрейдизме у Карен Хакли и Альфреда Адлера именно культура –фактор, обуславливающий психологическое и социальное развитие человека.

Как выделился от животных человек? Важнейшая черта антропосоциогенеза - его комплексный характер. Поэтому неверно было бы утверждать, что, скажем, "сначала" возник труд, "потом" общество, а "еще позднее" - язык, мышление и сознание. С конца XIX века в теме антропосоциогенеза на первый план снова и снова выдвигается проблема труда. Однако, соглашаясь с этим, нельзя сразу же не принять во внимание, что труд и сам имеет свой генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, нравственность, мифология, ритуальная практика и т.д.

+ восприятие биологических различий между людьми (расами, мужчинами и женщинами) Геккель – умственные различия низших и высших рас. Сейчас это было бы расизмом.

Проблема человека и Бога, человека и смерти.

У Платона душа бессмертна, после смерти присоединяется к мировой душе. В средние века – человек есть подобие Бога, смысле го жизни – приближение к Богу, божественное очищение. В русской философии – Бог как данность, осмысление существования человека, эсхастика – преодоление смертности путем религиозного или научноисторического возвышения.(Толстой)

В этом ключе – современная парадоксальная поблема «права на смерть» и эвтаназии.

Философия смысла жизни также кординально меняла взягляды от античного человека внутри города-государства, где смысл жизни человека положен на славу города (Платон, учение о государстве) до эллинистических настроений достижения удовольствия, от средневекого постижения божественной чистоты до проблемы одинокого, заброшенного человека в мире экзистенционализма.

В свете исторического опыта XX столетия тезис "человек - не вещь" (Кант) может и должен получить еще одну важную интерпретацию: человека нельзя изготовлять, пересоздавать, изобретать наново, как если бы он был просто необходимым для общества продуктом и средством. Данное положение особенно существенно сегодня. Современные механизмы манипуляции (орудия отчужденной воспитательной практики) так же опасны для духовного самосохранения человека, как новейшие виды вооружении для его физического выживания. Неудивительно, что в философской литературе последних десятилетий столь остро и столь многопланово обсуждается проблема человеческой меры общественного прогресса. Все это не значит, конечно, что общество устраняется от активной воспитательной деятельности, от формирования человека в соответствии с гуманистическими принципами. Однако такая деятельность не должна принимать манипуляторские формы. Человек призван свободно выявлять и развивать присущие ему разум и гуманность, что возможно только в разумном и гуманном обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: