Наука и ее социокультурный статус

Наука- это
1) форма деятельности
2) система дисциплинарных знаний
3) социальный институт (наука - форма общественного сознания. Другие институты/формы общественного сознания: политика, право, идеология, искусство и т.д.)
Как социальный институт наука влияет на общество, и сама оказывается зависимой от общества.
Понимание науки как социокультурного феномена говорит о ее зависимости от многообразных сил, действующих в обществе, о том, что наука сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода взаимообусловленность науки и общества: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного знания о мире, и существует, в свою очередь, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни.
Наука вплетается в культурный контекст. Стиль мышления ученого и обусловлены его временем, (наука античности, наука Нового времени, современная наука). Вместе с тем и сама культурная среда трансформируется под воздействием научных открытий и достижений. Наука является весомой движущей силой социально-исторического прогресса. Степень развития науки говорит об уровне цивилизованности общества. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результате индустриального переворота XVIII-XIX вв., составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей.
Отрицательное свойство социокультурности: Поскольку усвоение социальных норм и стандартов начинается в процессе первичной социализации, то наука никогда не может освободиться от влияния общества. Наука, включенная в социальный процесс, вынуждена отвечать на идеологические и технические запросы общества, она предстает как инструмент политики (история науки в СССР), иногда теряет нравственный и гуманистический смысл.
Сложность объяснения науки как социокультурного феномена состоит в том, что она стремится не поступиться своей автономией и не растворяется полностью в контексте социальных отношений. Безусловно, наука — «предприятие коммунитарное» (коллективное). Ни один ученый не может не опираться на достижения своих коллег, на
совокупную память человеческого рода. Еще Фрэнсис Бэкон в свое время отмечал: "Совершенствования науки следует ждать не от способности или проворства какого-нибудь отдельного человека, а от последовательной деятельности многих поколений, сменяющих друг друга". Ученый - всегда представитель той или иной социокультурной среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: