Становление идеализма в античной философии. Элейская и пифагористская школы. Маевтика Сократа и Эристика Софистов

Идеализм возникает 5-4 века до н.э. не как школа, а как новый тип философской деятельности, новый тип философов. К этому времени в социально-политической жизни общества утвердилась рабовладельческая демократия. Создавались институты, партии, собрания на которых произносились речи. Организовывались политические партии. Необходимо уметь убеждать людей проголосовать так как хочешь ты. Появилась потребность во владении словом, в умении мысли и речи. Появляются партийные учителя, философия становиться профессией – вид профессиональной деятельности, дающий заработок. Софисты – платные учителя мудрости, философы, обучающие людей за деньги. Убедительность становиться более важным, чем истинность. Софисты превозносят философию в искусство словесных состязаний. Софистика – пустопорожняя речь. Софисты сделали не мало положительного. Надо умнеть пользоваться понятиями. Они разрешили проблемы ораторского искусства, грамотного построения языка, они учили мыслить и говорить, они распространяли знания, были просветителями той эпохи. Воздействие субъекта определяет мир (субъективный идеализм). Важно что ты докажешь, а не действительность.

Протогор и Георгий конец 5 первая половина 4 в д.н.э.

Протогор исходит из Гараклита, бытие мира не отрицается, что мир – процесс. Но ставит новую задачу: как соотносятся наши мысли к окружающему миру. Гносеология вдвигается на передний план (тенденция объяснить мир из процесса познания). На первое место выдвигается роль познания субъекта. Протогор выступает как сенсуалист. Отдает преимущества чувствам. Он считает, что ощущения ближе к природе. Мысли возникают на основе ощущений, мысли – следующая ступень, поэтому знания будут ложные. Ощущения ближе к природе, поэтому они истинные, но не всегда, т.к. в ощущениях присутствует мысль, следовательно, что это тоже ложно. Как кто ощущает, так оно и есть. Отсюда следующее: Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют и не существующих, что они не существуют. Любой предмет проявляется в какой-либо связи, в другой связи предмет выступает по-другому.

Георгий является последователь Протогора.

1. Ничто не существует.

2. Если что-то существует, то оно не познаваемо.

3. Если было-бы познаваемо, то оно не выразимо.

Он разработал целый ряд софизмов, из которых вытекало логическое подтверждение этих пунктов.

Если что-то существует, то оно вечно или оно существует как возникшее, но если оно существует, то где оно существует, в чем-то значит оно не вечно.

Если оно возникло, то возникло из сущего, тогда оно было всегда, а выше доказано, что оно всегда не было.

Чтобы что-то было познаваемо, мысли должны быть тождественны тому, что есть. А мысли не тождественны, значит мы не можем познать. Мысли не тождественны реальности.

Если что-то познали, то выразить не могли бы в понятиях. Одно слово у разных людей выражает разные мысли. В разное время у одного и того же человека могут возникнуть разные образы. У разных людей возникают разные образы. Познать ничего не возможно. Философия Пифагорейского союза.

Пифагор – математик, геометр. Участвовал как политический деятель против рабовладельческой демократии, организатор восстания. Идеология гармонии - основная идея философии. Гармония всюду: природа, общество, мировоздание. Все существа делятся на: - Боги; - Богочеловеки (сам Пифагор); - Простые люди.

''Что сказал, то и правда''. Правит аристократия – народу нужен господин. Подчинение – основа учения в гармонии. В содержании мировоззрения: мораль, знание, религия. Пифагорейцы исследовали закономерности, числа, пропорции в телах. Тело представляло гармонию чисел. Исследовали звуки. Высота звука зависит от длины струны. Музыкальный ряд – гармония звуков, мелодий. Пифагор приводит к выводу: числа управляют миром. Он их мистифицирует. Но числа лишь в сознании, субъект способ описания количества. Представлял Вселенную, как вращающаяся сфера. Разбивал цифры: 1 Чет, Нечет; 2 Предел, Беспредел; 3 Мужское, Женское; 4 Свет, Тьма; 5 Прямое, кривое.

Противоположности выделяются метафизически. Среди противоположностей есть главная, определяющая. Делается шаг в сторону идеализма, причем в разные: 1. Объект; 2. Субъект;

Если исходить из его учений о сферах – объектная роль чисел – субъект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: