double arrow

Объективный реализм Платона. Аристотель как создатель системы наук

Философия Платона. (5-4 в до н.э.) ученик Сократа. Фил-я Платона выступает как пример ярко выраженного объективного идеализма. Занимался полит деят-тью против демократии. Путешествуя попал в рабство. В Афине создал свою школу – Академию. Объясняя мир, бытие рассматривает их как мир теней. Идея неподленности мира, это кажущийся, неподленый мир. Истинный мир вечен неизменен. Подлинное бытие – это общие идеи. Общие идеи существуют в потустороннем мире в виде отдельных образований. Идеи первичны, а тени образуются как второстепенные. Самой высшей идеей является идея высшего блага, добра. Материя это небытие.Видимый мир возникает как единство бытия и небтия. Возникает из материи под действием идей, по их образу и подобию. Вещи производны. В их становлении важную роль играю цифры (опирается на пифагора). Цифры подгоняют вещи под идеи. Цифры занимают среднее звено, упорядычивают вещи. Идеи – это цель в развитии вещей (теологическое уч). Дает религиизно-мистическую трактовку. Мир или космос сотворен создателем. Сотворен целесообразно. Имеет добрую душу (от нее порядок,...) и мировую злую душу (от нее хаос, беспорядок). Сущ души отдельных вещей. Эти души придают телам движение. Чувственное познание не истинно. Познание может осущ-ся как разумное познание. Познание это есть воспоминание. Душа по платону бессмертна. Душа, чтобы познать подлинное бытие должна вспомнить, что она видела в потустороннем мире. Тело – темница души. Надо отрешится от своего тела и чувств, от мира теней. Душа должна познать идеи и числа. Средством помогающим процессу познания является диалектика. Диал-ка – движение мысли, движение понятий ч/з разрешения противоречий. Платон отличал знания от субъективного ощущения. Чтобы познать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его. По платону получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом и сост-т суть его объективного идеализма. Платоном предложена первая система из пяти основных категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие. Платон трактовал категории как последовательно вытекающие друг из друга.

В рассмотрении проблемы общества и государства опирался на свою теорию идей и идеала. Согласно Платону гос-вом призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. А землед-цы и ремес-ки должныдолжны добросовестно выполнять свою работу, им не место в органах гос упр-я. Охранять гос-во должны стражи порядка, образующие силовую структуру, они не должны иметь личной собст-ти, обязаны жить изолировано от др граждан, питаться за общим столом.идельное гос-во должно покровительствовать релинии. Учение Платона о гос-ве – это утопия. Платон выделял: а) идеал гос-во – аристократия, в т.ч арситок респуб-ка и аристок-ая монархия; б) нисходящую иерархию гос-х форм, к кот причислял тимократию, олигархию, демократию, тиранию. Худшие формы гос-ва – рез-т «порчи» идеального гос-ва.

Ф-я Платона проинизана этическими проблемами, рассмат-ся такие вопросы, как природа высшего блага, его осущ-ние в поведенч актах людей, в жизни общ-ва. В таких диалогах, как «Горгий», «теэтет», «республика» этика платона получ аскетическую ориентацию: она треб-т очищения души, отреш-е от мирских удовольствий, от радостей светской жизни. Высшее благо пребывает вне мира. Высшая цель нравственности находится в сверхчувствееном мире. Чувствен мир несовершенен – он полон беспорядка. Задача чел в том. чтобы возвысится над ним и всеми силами души стремится к уподоблению богу. Кот не соприкас-ся ни с чем злым.

Философия Аристотеля (Ар.) (384-322 до н.э). ученик Платона., но по ряду принципиал вопросов расходился с учителем. Считал, что Платон теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирич реальности. «Платон мне друг, но истина дороже!» Он стремился преодолеть платоновский разрыв м/д миром чувствен вещей и миром идей.

Считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. «Платон мне друг, но истина дороже!» Стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активной творческий фактор. Форма- это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя – своего рода глина. Гончар – бог (или ум – перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны м/д собой. Весь мир предмт собой ряд форм, находящихся в связи др с др. ар. Подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они предст собой слияние материи и эйдоса (формы). Основным двигателем мира явля-ся бог, определяемая как форма всех форм, вершина мироздания. По Ар все имеет причинное объяснение. Есть действующая причина – это энергийная сила, порождающаяся нечто в потоке, не только материи и формы, но и порождающей энергичный, имеющие наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего». Важным положением ф-и Ар, как смысловое начало всего сущего, иерархия его уровней – от материи как возможности к образованию единых форм бытия и далее – от неограниченных образований к миру растений, к человеку, обществу. у Ар огромную роль играл принцип развития сущего.

Ар разработал иерархичекую систему категорий, в кот основой было «сущность» или «субстанция», а остальное считались ее признаками. Ар признавал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.

Ар ввел в ф-ю принцип развития. Ввел в оборот ф-и категории возможности и действия.

По утверждению Ар мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимообусловлены, что предполаг и единый двигатель. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. Началом является божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Ар обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Ар божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, а бог есть чистая форма и первая сущность. Бог Ар не есть личный бог.

Ар считал, что душа обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма. Душа – энтелехия тела (целеустремленная энергия, движущая сила, превращающая возможность в действительность). Душа есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат: «именно душа придает смысл и цель жизни». Ар дал анализ различных частей души: памяти, эмоции, переходя от ощущений к общему восприятию, а от него – к обобщенному представлению; от мнение через понятие – к значению, а от непосредственно ощущаемого желания – к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках». «Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего». Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Теория познания и логики: любое знание начинается с ощущений. Разум же усматривает общее в единичном. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Разработав теорию познания, Ар создал труд по логике, разработал теорию мышления и его формы. Он сформулировал: закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего. Ар разработал учение о силлогизмах, в кот рассм-ся всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

Счастье по Ар – это энергия завершенной жизни сообразно завершенной доблести. Нельзя считать счастливым чел с «рабским образом мышления». Общим принципом этического учения мыслителя является стремление найти среднюю линию поведения. Идея справедливости: справедливым можно быть по отношению к другому, а забота о другом в свою очередь есть проявление заботы об обществе.

Ар разработал оригинальное социально-фил-ое учение. По Ар чел-к – политическое сущ-во, т.е. социальное, несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Ар еще не отделял идею общества от идеи гос-ва).

Только чел-к способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло гос0во. По мысли Ар, бедные и богатые «оказ-ся в государстве элементами, диаметральнопротивопод\лжным др др, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устан-ся и соответствующая форма гос строя. Считал, что в основе жизни людей, обладающими чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. Гос-во созд-ся не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счатливо. Гос-во возникает тогда, когда созд-ся общение ради благой жизни м/д семействами и родами, ради совершенной и достаточной для себя самой жизни. Природа гос-ва стоит «впереди» семьи и индивида. Будучи сторонником рабовладельческой системы, Ар тесно связывает рабство с вопросом собственности, некоторые существа предназначены к подчинению, др же к властвованию. Это общий закон природы – ему подчинены и одушевленные сущ-ва. По Ар. Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки чел, тот по своей природе раб.

Ар анализируя проблемы экономики, показал роль денег в процессе обмена и вообще в коммерческой деятельности. Выделял такие формы гос правления, как монархия, аристократия и полития. Наилучшее гос-во – это такое общество, кот достигается ч/з посредство среднего элемента (под средним элеменотом Ар имеет ввиду «средний» м/д рабовладельцами и рабами) и те гос-ва имеют наилучший строй, где сред элемент предст в большем числе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: