double arrow

Элейская школа античной философии

Ксенофан. ''О природе'', здесь выясняется суеверие, религиозные взгляды, суеверие. Атеистические попытки. Считал, что цена не сила, а мудрость. Выдвигал тем самым ценность мудрости.

Материалистические посылки. Но! Он отрицал поклонение богам, но идея бога остается – он мир. Идея единства бог – материя, субстрат. Но он понимается метафизически. Материалистическая посылка с теологическим наклонением. Бог или мир тождественны. Сотворения мира нет. Вселенная всегда подобна себе, она не может возникнуть. Если она возникла из ничего, то существует ничего. Если из чего – то она была раньше. Всегда равна себе, шарообразное тело. Шаг в сторону идеализма в познании чувств – не подлинное знание, ведь чувства - мнения, видимость. Небесные тела – испарения воды, воспаление облаков. Развитие идеи приводит к идее потустороннего мира.

Парменид ''О природе''. Исходил из абстрактного метафизического материализма. Бытие – вечно. Отрицал философию Гераклита. Говорил, что есть бытие, небытия нет. Бытие вечно, тождественно себе, равное себе, на может быть меньше или больше. Бытие – одновременно, непрерывно, пустого пространства быть не может, оно шарообразно и ограниченно пространством, во времени не ограниченно. Движение, изменение – лишь видимость. ''Слепо не вращай очами''. Истина познается мышлением. Луна – из земли огня (материальное). Видимое строение мира исходит из двух противоположностей: огонь – тьма, тепло-холод. Все – смешщание 2-х начал. Вселенная круглая, Земля – центр, небо – твердое и в нем сферы из огня и земли, а центре богиня природы. Атеизм, материальное начало, но все трактует абстрактно, поэтому можно вставить бога.

Зенон. Занимался учением о едином вечном, неизменном бытии. Разработал доказательства, которые бы доказывали, что многообразие мира – движение и разрывов нет. Что это бытие кажущееся, есть истинное бытие, неизменное. Чувства не истинны, движения нет. Доказательства от противного. Зерно + зерно = шума нет, Мешок = шум. Следовательно 0+0+0+0+0 = шум. Чувства дают иллюзию. Познание видимого приводит к абсурдным вещам. Проблемы объективной диалектики.

Бытие едино, одновременно, однородно, непротиворечиво, а противоречия в сознании. Что говорит о не подлинности этого мира.

Апория – непреодолимая трудность. Таким образом, Зенон абсолютизировал отдельные стороны (прерывность\длительность).

Чувственные знания не истинны, подлинные знания достигаются разумом.

Сократ являлся противоположником материализма, создателем антидемократического кружка, сторонник аристократии. Его учение – этическое, религиозно направленное. Сократ на первое место выдвигает проблему человека в нравственном понимании. Он сознательно выступает против материализма. Изучать он считает нужно не природу (мир – божественное творение – познание его есть дело нечестивое), человек должен следовать воле богов, которые доносят до него через оракулов, через гадание. Человек должен познавать самого себя, познанием собственного духа и собственного мира. Сомнение побуждает познание. Через познание своего духа приди к богу. В его учениях присутствует телеология. Его целью являлось польза, благо. Боги заботятся о человеке и человеку необходимо познать что такое благо. Познать истину – познать добро. Знания и добро совпадают Методом познания служит метод иронии. Ирония – метод ведения беседы, споров, состоит из системы вопросов и ответов вскрывающих противоречия. Задается ряд вопросов, чтобы вскрыть противоречия. Маевтика – вывод разрешающий противоречия. Нравственно то, что полезно то и добродетельно. В качестве добродетелей выделяются: умеренность, справедливость, храбрость. Умеренность – знания обуздания страстей. Храбрость – знание преодолеть опасность. Справедливость – знания то, что соответствует божественным установлениям. Добродетели народа: смирение, послушание, богобоязнь. В целом учение не о познании мира, а о познании добродетеля. Учения о мире в целом нет.

Эристика — искусство спорить, умение опровергать доводы противника и защищать свои положения, независимо от их внутренней состоятельности. В состав этого искусства входят два элемента: во-первых, объективный, состоящий в умении пользоваться всеми средствами, доставляемыми фактическим материалом и правилами логики для доказательства истинности известного положения; во-вторых, субъективный или психологический, состоящий в умении выбирать те доводы, которые особенно сильно влияют на душу слушателя и способны увлечь за собой аудиторию. Логика и главным образом силлогистическое искусство — могущественное орудие доказательства, а следовательно, и убеждения. Логика становится орудием Э., ежели оратор пользуется ей (или диалектикой) независимо от истинности положения, стараясь выставить лишь одну сторону вопроса, умалчивая о другой, ему неблагоприятной. Субъективный элемент Э. ближайшим образом определяется умением быстро схватывать душевный склад противника и, сообразно с ним, выбирать те доводы, которые сильнее всего могут подействовать на него.

Э. в совершенстве была развита в древней Греции, по преимуществу в школах софистической и мегарской. Она не потеряла своего значения и для современной жизни, находя применение везде, где происходит не только теоретическое рассмотрение вопросов, но и борьба противоположных практических тенденций: в парламенте, в судебном процессе, в простом споре, полемике и т. д. В Греции Э. возникла из практического применения учений младшей софистической школы и вытекала из положения, что нет объективной истины, а кажущееся кому-либо таковой — для него и является истинным. Прототипом для софистической Э. послужили Зеноновские диалектические доказательства против движения и множественности. Первое руководство по Э. принадлежало Протагору (до нас не дошло). Современники софистов называли их также эристами и определяли Э. как искусство вызывать сомнение по поводу всего и опровергать всякое положение. Софисты ради своего искусства заучивали даже наизусть разные ходячие в то время софизмы. Картину эристической деятельности древних софистов мы находим у Платона, в его "Эвтидеме", и у Аристотеля, в сочинении "О софистических доказательствах". Один из обычных приёмов Э. состоит в обобщении, т. е. положение, истинное лишь в ограниченной сфере, принимается в безусловном значении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: