Мусульманское право

Под «мусульманским правом» (шариатом) имеется в виду правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VII в.) Шариат («путь следования») – это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим. Он отражает совокупность предписаний о том, что они должны и чего они не должны делать.

Мусульманское право – система норм, опирающаяся на религиозные установления и предписания ислама.

Источниками мусульманского права являются:

· Коран;

· Сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение и являющихся основными историческими источниками мусульманского права;

· Иджма – общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама;

· Кияс – суждение по аналогии в вопросах права.

Коран и сунна – основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда.

В своем толковании Корана и сунны мусульманские правоведы разных школ (толков) опираются на поощрявшийся пророком принцип «иджтихад» - свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела.

В качестве общего (и общепринятого) приема толкования и применения шариата мусульманскими правоведами был признан киясспособ суждения о праве по аналогии.

К XI в. окончательно складывается иджма. С этого времени признается правом только то, что принято и одобрено иджмой.

Государственная власть, согласно исламу, - не господин, а слуга права (шариата), поэтому она не может посредством своего законодательства изменять шариат и творить новое право. Но она должна следить за соблюдением требований шариата и в целях охраны общественного порядка может принимать соответствующие решения и акты.

Классификация современных правовых систем стран Востока:

1) Правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко.

2) Ливия, Пакистан, Судан. Сфера действия мусульманского права не является всеобъемлющей, как в первой группе, но остается весьма существенной, в последние десятилетия даже обнаруживает тенденцию к расширению. Принципы и нормы мусульманского права оказывают заметное влияние на основные акты конституционного характера и работу государственного механизма этих стран.

3) Египет, Сирия, Ирак, Ливан, а также ряд стран Африки (Сомали, Мавритания) и Азии (Афганистан). Как правило, их конституционное право закрепляет особые положения ислама и мусульманского права. В этих странах конституции предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства.

4) Особое положение занимают правовые системы Туниса и Йемена. Брачно-семейные законодательства этих стран отказываются от ряда основополагающих институтов мусульманского права.

В индусском праве люди разделены с момента рождения на социальные категории, каждая их которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль. Оправдание кастовой структуры общества характерно для философской, религиозной и социальной системы индуизма. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Религиозная доктрина преобладает в позитивном индусском праве. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, пол справедливости. Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его ригористически (по всей строгости). Конституция 1950 года отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако Основной закон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам Индии.

Право Дальнего Востока и Китая. Здесь под сомнение поставлена сама ценность права. На Западе, в исламских странах, в Индии к праву относятся как к опоре социального строя, необходимому средству его охраны. Странам Дальнего Востока несвойственно такое видение.

В своем поведении человек должен руководствоваться не юридическими мотивами, а стремлением к гармонии и миру. Согласительные процедуры ценнее правосудия, и конфликты следует гасить путем посредничества, а не решать правовым путем.

В Японии действуют кодексы, созданные по европейской модели, но население, как правило, мало обращается к ним и к правосудию. Сами же суды склоняют стороны к мирному соглашению. Разработана оригинальная техника применения права, а точнее, уклонения от его применения.

Российская правовая система своими корнями уходит в глубокие пласты национальной культуры и государственности. Для русского типа правовой идентификации характерно стремление правосознания вкладывать в явление права собственный социально-этический смысл.

Россия провозгласила движение по пути формирования правового, демократического, социального государства, общенародного по своей сути. Это позволяет прогнозировать сближение ее правовой системы – на новом качественном уровне, при сохранении специфики – с Романо-германской правовой системой как наиболее родственной.

В Настоящее время в России набирает обороты судебная реформа.

1.6. Основные принципы международного публичного права. Международно-правовые средства разрешения международных споров.

Международное публичное право – особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

Международное право не является отраслью права, а образует самостоятельную правовую систему, существующую параллельно с внутренним правом государств.

Как и внутригосударственное право, международное право создается государствами и обеспечивается силой их принуждения. Главное отличие заключается в том, что нормы международного права являются продуктом согласования воль субъектов, а не принятия каким-либо одним субъектом обязательных для других субъектов правил поведения. Соответственно, и обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права.

Субъектами международного права являются:

· Государства – основные субъекты (первичные);

· Международные межправительственные организации (вторичные);

Также в качестве субъектов при определенных условиях могут признаваться:

· Государствоподобные образования;

· Наци и народы борющиеся за независимость.

Источники международного права:

· Международный обычай;

· Международный договор;

· Общие принципы права;

· Судебные решения;

· Правовая доктрина.

Система международного права – взаимосвязанная совокупность отраслей и институтов международного права, которые состоят из действующих договорных и обычно-правовых принципов международного права.

Международное публичное право включает в себя следующие отрасли и институты:

· Дипломатическое право и консульское право

· Международное воздушное право

· Международное гуманитарное право

· Международное космическое право

· Международное морское право

· Институт исключительной экономической зоны

· Институт континентального шельфа

· Институт территориального моря

· Международное уголовное право

· Международное право охраны окружающей среды

· Право международной безопасности

· Право международных договоров

· Право международных организаций

· Право прав человека

Межотраслевые институты:

· Институт международно-правовой ответственности

· Институт правопреемства

· Институт международно-правового признания.

Как и во внутригосударственном праве, основным элементом международного права являются его нормы.

Различают императивные и диспозитивные нормы международного права.

Императивные нормы – это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению.

Диспозитивные нормы – это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению.

Среди императивных норм выделяют основные принципы международного права – это основополагающие нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Принципы международного права являются ядром системы международного права. В доктрине международного права выделяют десять основных принципов:

1. Принцип неприменения силы и угрозы силой;

2. Принцип разрешения международных споров мирными средствами;

3. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

4. Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

5. Принцип равноправия и самоопределения народов;

6. Принцип суверенного равенства государств;

7. Принцип добросовестного выполнения международно-правовых обязательств;

8. Принцип нерушимости государственных границ;

9. Принцип территориальной целостности государств;

10.Принцип уважения прав человека и основных свобод.

Государства – члены ООН приняли на себя обязательства «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п.1 ст. 1 Устав ООН).

Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого урегулирования. Согласно ст. 33 Устава ООН, государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным или соглашениям или иным мирными средствами по своему выбору».

Международно-правовые средства разрешения международных споров:

· Переговоры – они должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон. Независимо от предмета переговоров они должны начинаться и протекать без каких-либо предварительных ультимативных условий, принуждения, диктата и угроз;

· Консультации сторон – как средство мирного урегулирования споров консультации стали применяться после Второй мировой войны.

Консультации могут выступать в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами договоренности о применении других средств регулирования (можно сказать, что консультации являются разновидностью переговоров).

· Обследование – это средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору;

· Примирение (согласительная процедура) – как средство мирного урегулирования споров примирение, в отличие от обследования, включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций для сторон;

· Добрые услуги – это действия не участвующих в споре стороны (государства, международной организации, известного общественного или политического деятеля), направленные на установление контактов между спорящими сторонами;

· Посредничество – предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow