Правила

1. Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.

2. Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается.

3. Не могут служить основанием недействительности завещания описки и другие незначительные нарушения порядка его составления, подписания или удостоверения, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя.

4. Недействительным может быть как завещание в целом, так и отдельные содержащиеся в нем завещательные распоряжения. Недействительность отдельных распоряжений, содержащихся в завещании, не затрагивает остальной части завещания, если можно предположить, что она была бы включена в завещание и при отсутствии распоряжений, являющихся недействительными.

5. Недействительность завещания не лишает лиц, указанных в нем в качестве наследников или отказополучателей, права наследовать по закону или на основании другого, действительного, завещания.

Очередность в праве наследования

Наследование по закону имеет место лишь постольку, по­скольку:

► наследодатель не завещал все свое имущество;

► хотя наследственное имущество и было завещано, однако впос­ледствии было признано недействительным или оно было не­действительным (ничтожным) с момента совершения;

► завещатель отменил ранее составленное завещание и не оста­вил нового;

► отсутствует завещательное распоряжение денежными сред­ствами в банке.

Наследники по закону призываются к наследованию в поряд­ке очередности. Это означает, что никакой иной закон не может установить другую очередность.

Самостоятельной разновидностью является наследование вы­морочного имущества (ст. 1151 ГК РФ): оно переходит по на­следству к Российской Федерации по особым правилам.

Очередность не распространяется также на наследование обя­зательной доли (ст. 1149 ГКРФ).

Наследники каждой последующей очереди наследуют лишь постольку, поскольку:

отсутствуют наследники предыдущей очереди. Например, на­следники второй очереди призываются к наследству, если нет наследников первой очереди. Нотариус должен это достоверно установить (выдавая свидетельство о праве на наследство);

никто из наследников предыдущей очереди не имеет права наследовать (недостойные наследники);

все наследники предыдущей очереди были отстранены судом вследствие того, что они злостно уклонялись от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя;

завещатель лишил всех наследников предыдущей очереди наследства;

все наследники предыдущей очереди не приняли наследство или отказались от него.

Наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств по­зволяет призвать наследников последующей очереди.

По общему правилу наследники каждой из очередей (т.е. все наследники, относящиеся к одной очереди) наследуют в равных долях. Так, если наследников первой очереди трое, то каждый из них получает l/З наследства.

Из этого общего правила есть исключение. Доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или в тот же день, переходит по праву представления к его потомкам. Эта доля де­лится между ними поровну.

Наследниками первой очереди по закону являются дети, суп­руг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их по­томки наследуют по праву представления (ст. 1142 ГК РФ).

Наследники первой очереди по закону в случае приобретения ими наследства отстраняют от наследования наследников всех последующих очередей.

К наследникам первой очереди относятся:

· дети наследодателя (в т.ч. усыновленные). Речь идет не толь­ко о детях, которые были живы к моменту открытия наслед­ства, но и о тех, которые были зачаты при жизни наследода­теля и родились живыми после открытия наследства;

· супруг (супруга) наследодателя. Права и обязанности супру­гов возникают со дня государственной регистрации брака в органах загса (ст. 10 СК РФ); с этого же момента они получа­ют право наследования после друг друга;

· родители умершего. Права и обязанности родителей и детей (в т.ч. при наследовании) основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке;

· усыновители наследодателя. Права и обязанности усыновите­ля и усыновленного возникают со дня вступления в законную силу решения об усыновлении ребенка (п. 2 ст. 125 СК РФ). Усыновители и их родственники по отношению к усыновлен­ным детям и их потомству в имущественных правах (в т.ч. и при наследовании) приравниваются к родственникам по про­исхождению;

· внуки наследодателя и их потомки. Внуки наследуют в по­рядке, предусмотренном ст. 1146 ГК РФ, т.е. по праву пред­ставления.

Наследники второй очереди призываются к наследованию только в том случае, если нет наследников первой очереди.

К числу наследников второй очереди относятся:

· полнородные братья, сестры наследодателя — лица, у которых одни и те же кровные родители;

· неполнородные братья и сестры, т.е. лица, с которыми наследодатель имеет общих или отца, или мать;

· дедушка и бабушка наследодателя;

· неполнородные племянники и племянницы наследодателя, т.е. дети полнородных братьев и сестер. Они наследуют в связи с тем, что их родители (братья и сестры наследодателя) умерли к моменту открытия наследства либо одновременно с насле­додателем.

Дети, усыновленные после смерти лиц, имущество которых они имели право наследовать, не утрачивают право ни на долю в наследственном имуществе как наследники по закону, ни на обязательную долю (при наследовании по завещанию), посколь­ку во время открытия наследства правоотношения с наследода­телем, являющимся их родителем, не были прекращены.

Дети, усыновленные при жизни кровного родителя, права наследования имущества этого родителя и его родственников не имеют, поскольку при усыновлении утратили в отношении них личные и имущественные права, кроме случая возможности со­хранения правоотношений с одним из родителей в случае смер­ти другого или с родственниками умершего родителя по их просьбе, если против этого не возражает усыновитель.

Степень родства (для целей наследования по закону) следует определять, исходя из числа рождений. Причем каждое рожде­ние отделяет одного родственника от другого. Так, двоюродные внуки и внучки наследодателя считаются более отдаленными родственниками (их разделяют четыре рождения), нежели пра­дедушка и прабабушка наследодателя (их разделяют три рож­дения).

Право наследовать по закону переходит к родственникам на­следодателя третьей, четвертой и пятой степеней родства, по­скольку нет наследников первой, второй и третьей очереди.

К числу наследников третьей очереди относятся:

· полнородные и неполнородные братья и сестры родителей на­следодателя (т.е. его дяди и тети);

· двоюродные братья и сестры наследодателя — по праву пред­ставления (т.е. в случае, если их родители (дяди и тети на­следодателя) умерли к моменту открытия наследства).

К наследникам четвертой очереди относятся:

· прабабушки и прадедушки наследодателя.

Они считаются родственниками третьей степени родства.

К наследникам пятой очереди относятся:

· дети родных племянников и племянниц ( т.е. двоюродные внуки и внучки наследодателя);

· родные братья и сестры дедушек и бабушек наследодателя (т.е. его двоюродные дедушки и бабушки).

К наследникам шестой очереди относятся:

· двоюродные правнуки и правнучки наследодателя (т.е. дети его двоюродных внуков и внучек);

· двоюродные племянники и племянницы (т.е. дети двоюрод­ных братьев и сестер наследодателя), а также дети двоюрод­ных бабушек и дедушек (двоюродные тети и дяди) наследо­дателя.

К седьмой очереди наследников по закону относятся пасын­ки и падчерицы, отчим и мачеха. Эти лица не имеют родствен­ных связей с наследодателем, а также связей, основанных на усыновлении. Они призываются к наследованию по закону лишь постольку, поскольку нет наследников всех предыдущих оче­редей.

Принятие наследства осуществляется пу­тем подачи письменного заявления нотариусу по месту от­крытия наследства, где наследник просит либо выдать свиде­тельство о праве на наследство, либо изъявляет свою волю принять наследство.

Заявление можно подать лично, че­рез другое лицо, переслать по почте.

Наследник вправе принять наследство и через представителя.

Наследство может быть принято в течение 6 календарных месяцев с даты открытия наследства

Если же право наследования возникло вследствие того, что другой наследник не принял наследство, оно должно быть приня­то в течение 3 календарных месяцев, отсчет которых начинается по окончании 6-месячного срока, установленного в п. 1 ст. 1154 ГК РФ (т.е. с момента открытия наследства).

Наследник вправе отказаться от наследства в течение 6 меся­цев со дня его открытия (ст. 1157 ГК РФ). Если он не указывает, в пользу кого осуществляет такой отказ, то наступают те же последствия, что и для непринятия наследства:

► доля отказавшегося поступает к наследникам по закону (по завещанию, если имеет место наследование по завещанию) и распределяется между ними в равных долях;

► упомянутая доля поступает к подназначенному наследнику (если подназначение имело место). Последний обладает преимуществом перед наследниками по закону и по завещанию (указанными выше).

Если единственный наследник не объявил, в пользу кого он отказывается от наследства, то имущество переходит к государ­ству. Аналогичные последствия наступают в случаях, когда на­следник отказался от наследства в пользу граждан, которые не имеют права наследовать либо лишены этого права завещанием.


3.7. Понятие и структура экологического права.

Конференция ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро пришла к главному выводу: «Экономическое развитие в отрыве от эколо­гии ведет к превращению планеты в пустыню».

Современное экологическое право России относится к дина­мично развивающимся отраслям российского права.

Основное назначение экологического права

ü обеспечение конституци­онного права граждан на благоприятную окружающую среду,

ü получение достоверной информации о ее состоянии;

ü возме­щение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу эко­логическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Обязанность охраны природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам отнесена к разряду основ­ных, конституционных.

Граждане и их общественные объединения вправе требовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гидрометеорологических и других органов, предприятий, учреждений, организаций предоставления свое­временной, полной и достоверной информации о состоянии ок­ружающей среды и мерах по ее охране.

Принимая во внимание объективное состояние природной среды в России, можно утверждать, что развитие экологическо­го права как самостоятельной отрасли в нашей стране приобре­тает все большее значение. По данным санитарно-эпидемиоло­гической службы Минздрава РФ, из 142 млн российских граж­дан 109 млн проживают в неблагоприятных экологических условиях.

Экологическое право прошло многовековой путь эволюции от единичных упоминаний о сбережении общинных лесов в источ­никах древнероссийского права к санитарному и лесному зако­нодательству Российской империи, затем от советских декре­тов «О земле», «О лесах», «О недрах» к кодифицированному и текущему законодательству об использовании и охране отдель­ных природных объектов.

Нормы об охране окружающей природной среды содержатся в:

· Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

· Земельном, Водном, Лесном, Воздушном, Градостроительном кодексах РФ,

· Федеральных законах:

Ø от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (ред. от 29 мая 2002 г.),

Ø от 4 мая 1999 г. 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

Ø от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отхо­дах производства и потребления» (ред. от 10 января 2003 г.);

Ø от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности на­селения»;

Ø от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 30 декабря 2001 г.);

Ø от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ « Осанитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения» (ред. от 10 января 2003 г.);

Ø от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от 15 апреля 1998 г.).

Основные направления экологической политики Рос­сии определены Указом Президента РФ от 4 февраля 1994г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого раз­вития». и многих других нормативных правовых актах РФ

Поскольку вопросы природопользования и охраны окружаю­щей среды отнесены, в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Консти­туции РФ, к совместному ведению РФ и субъектов в составе РФ, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы, природопользования и охраны окружающей природной среды регулируются и актами субъектов Российской Федерации.

На территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды,акты органов местного самоуправления об озеленении и благоустрой­стве населенных пунктов, повышении плодородия земель и т.п.

На развитие экологического права оказывают влияние меж­дународные акты.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государ­ственной политики в области охраны окружающей среды.

Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составля­ющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Зем­ле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Экологическое право должно регулировать всю совокупность взаимоотношений человека и окружающей среды как природо­охранительные, природоресурсные, так и иные, тесно с ними связанные отношения, например, общественные отношения по формированию и укреплению экологического правопорядка.

Управление охраной (защитой) окружающей природной сре­ды включает экологический контроль, построенный на мето­дах обязательности предписаний и рекомендаций управомоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуп­равления) и разрешения (полного делегирования полномочий).

Задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер, предусмотренного законодательством, по охране (защите) и рациональному использованию природных ресурсов.

Система экологического контроля включает в себя

· государственный и общественный надзор,

· экологиче­ский мониторинг (включая международный),

· проведение эко­логической экспертизы,

· оценку воздействия любой планируе­мой деятельности на среду обитания.

Государственный экологический мониторинг — это служ­ба государственного наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Его организационную основу составляют Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы.

Экологическая экспертиза - это обязательная предварительная мера, предшествующая, а потому и определяющая принятие хозяйственного решения с целью проверки его соответствия тре­бованиям экологической безопасности. Экологическая экспер­тиза выступает организационно-правовой формой предупреди­тельного контроля всех предплановых (предпроектных) матери­алов, а также экологического обоснования выдачи лицензий и сертификатов.

В числе форм экологической экспертизы — эколого-санитарная, эколого-правовая и эколого-нормативная экспертизы, а также такая предварительная мера, как оценка воздействия любой планируемой деятельности на окружающую среду.

Экономический механизм охраны природной среды включа­ет следующие части:

· лицензии на природопользовании;

· лимиты;

· экологические фонды для восстановления.

Одним из принципов экологического законодательства, уста­новленных в Федеральном законе «Об охране окружающей сре­ды», является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Экологическая ответственность представляет собой совокуп­ность неблагоприятных последствий для лица, нарушившего нормы экологического законодательства или экологические права человека и гражданина.

Юридические и физические лица, виновные в экологиче­ском правонарушении, причинившем ущерб здоровью или иму­ществу граждан, возмещают его в полном объеме.

Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, упол­номоченного на то органа государственного управления, обще­ственного объединения.

Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установле­ния — из средств государственных экологических фондов.

При определении ущерба, нанесенного имуществу, учитыва­ется прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости имущества, в том числе строений, жилых и произ­водственных помещений, оборудования, и, как правило, упущен­ная выгода.

Реализация конституционной нормы об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам обеспечивается нормами уголовного, административного, гражданского, трудового, земельного и эко­логического законодательств.

Важность борьбы с такими нарушениями обусловила вклю­чение в Уголовный кодекс РФ целой главы (глава 26) об эколо­гических преступлениях.

Уголовная ответственность предусмат­ривается за 14 видов преступлений, среди которых

1. нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ,

2. на­рушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов,

3. загрязнение вод,

4. загрязнение атмосферы,

5. порча земли,

6. незаконная охота,

7. нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений,

8. нарушение правил охраны рыбных запасов, уничтожение или повреждение лесов и др.

Соответствующая глава содержится также в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 8.1—8.40 КоАП РФ). Административная ответственность за правонарушения в облас­ти охраны окружающей природной среды и природопользова­ния наступает за

· сокрытие или искажение экологической ин­формации,

· порчу земель,

· нарушение требований по рациональ­ному использованию недр, нарушение правил охраны водных объектов,

· нарушение правил водопользования и иные наруше­ния природоохранного законодательства.

Гражданское законодательство предусматривает возмеще­ние ущерба и крупные штрафы за причинение экологическо­го вреда. Правительством РФ и органами исполнительной влас­ти субъектов РФ утверждаются таксы для исчисления матери­ального ущерба, нанесенного природным объектам.

При отсутствии утвержденной таксы ущерб, нанесенный при­родным объектам, возмещается исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей природ­ной среды, с учетом понесенных убытков, потерь и упущенной выгоды. Если ущерб нанесен ненадлежащим исполнением дого­ворных обязательств, он исчисляется в соответствии с граждан­ским законодательством и условиями договора. Гражданским законодательством охраняется также право собственности на природные ресурсы.

Материальная ответственность за экологические правона­рушения по нормам трудового законодательства наступает в от­ношении должностных лиц и иных работников, по вине кото­рых предприятие, учреждение, организация понесли убыток в связи с расходами по возмещению вреда, причиненного эколо­гическим правонарушением.

Дисциплинарная ответственность за неисполнение или ненад­лежащее исполнение трудовых обязанностей по охране окружа­ющей природной среды или рациональному использованию при­родных ресурсов наступает в отношении должностных лиц и иных работников, если эти обязанности возложены на них законом, иным нормативно-правовым актом, коллективным или трудо­вым договором, например, в отношении государственных инс­пекторов лесной охраны, государственных инспекторов водной охоаны и т.п.

За экологические правонарушения могут применяться и та­кие виды ответственности, как

· лишение или приостановление права природопользования,

· изъятие нерационально используе­мого земельного участка, ограничение права природопользова­ния,

· возложение обязанности восстановления своими силами и средствами нарушенного состояния природного объекта.

В контексте проблем экологической ответственности целесо­образно обратиться к ее позитивной разновидности, адресуемой индивидам. Она обусловлена публичной конституционной обя­занностью российских граждан — сохранять природу и окру­жающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Возведение этой меры должного поведения на конституционный уровень обусловлено именно тем, что среда обитания имеет жизненно важное значение для настоящего и будущих поколений.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дает основания говорить о четырех фор­мах механизма реализации конституционной обя­занностью российских граждан — сохранять природу и окру­жающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58):

1. консерватив­ной (максимальное невмешательство в природу);

2. рациональной (разумное использование);

3. компенсационной (оздоровление ок­ружающей среды);

4. инициативной (улучшение окружающей среды).

В реализации гражданами РФ обязанности сохранять приро­ду и окружающую среду особое место принадлежит государ­ству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow