1. Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
2. Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается.
3. Не могут служить основанием недействительности завещания описки и другие незначительные нарушения порядка его составления, подписания или удостоверения, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя.
4. Недействительным может быть как завещание в целом, так и отдельные содержащиеся в нем завещательные распоряжения. Недействительность отдельных распоряжений, содержащихся в завещании, не затрагивает остальной части завещания, если можно предположить, что она была бы включена в завещание и при отсутствии распоряжений, являющихся недействительными.
5. Недействительность завещания не лишает лиц, указанных в нем в качестве наследников или отказополучателей, права наследовать по закону или на основании другого, действительного, завещания.
Очередность в праве наследования
Наследование по закону имеет место лишь постольку, поскольку:
► наследодатель не завещал все свое имущество;
► хотя наследственное имущество и было завещано, однако впоследствии было признано недействительным или оно было недействительным (ничтожным) с момента совершения;
► завещатель отменил ранее составленное завещание и не оставил нового;
► отсутствует завещательное распоряжение денежными средствами в банке.
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности. Это означает, что никакой иной закон не может установить другую очередность.
Самостоятельной разновидностью является наследование выморочного имущества (ст. 1151 ГК РФ): оно переходит по наследству к Российской Федерации по особым правилам.
Очередность не распространяется также на наследование обязательной доли (ст. 1149 ГКРФ).
Наследники каждой последующей очереди наследуют лишь постольку, поскольку:
► отсутствуют наследники предыдущей очереди. Например, наследники второй очереди призываются к наследству, если нет наследников первой очереди. Нотариус должен это достоверно установить (выдавая свидетельство о праве на наследство);
► никто из наследников предыдущей очереди не имеет права наследовать (недостойные наследники);
► все наследники предыдущей очереди были отстранены судом вследствие того, что они злостно уклонялись от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя;
► завещатель лишил всех наследников предыдущей очереди наследства;
► все наследники предыдущей очереди не приняли наследство или отказались от него.
Наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств позволяет призвать наследников последующей очереди.
По общему правилу наследники каждой из очередей (т.е. все наследники, относящиеся к одной очереди) наследуют в равных долях. Так, если наследников первой очереди трое, то каждый из них получает l/З наследства.
Из этого общего правила есть исключение. Доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или в тот же день, переходит по праву представления к его потомкам. Эта доля делится между ними поровну.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления (ст. 1142 ГК РФ).
Наследники первой очереди по закону в случае приобретения ими наследства отстраняют от наследования наследников всех последующих очередей.
К наследникам первой очереди относятся:
· дети наследодателя (в т.ч. усыновленные). Речь идет не только о детях, которые были живы к моменту открытия наследства, но и о тех, которые были зачаты при жизни наследодателя и родились живыми после открытия наследства;
· супруг (супруга) наследодателя. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака в органах загса (ст. 10 СК РФ); с этого же момента они получают право наследования после друг друга;
· родители умершего. Права и обязанности родителей и детей (в т.ч. при наследовании) основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке;
· усыновители наследодателя. Права и обязанности усыновителя и усыновленного возникают со дня вступления в законную силу решения об усыновлении ребенка (п. 2 ст. 125 СК РФ). Усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству в имущественных правах (в т.ч. и при наследовании) приравниваются к родственникам по происхождению;
· внуки наследодателя и их потомки. Внуки наследуют в порядке, предусмотренном ст. 1146 ГК РФ, т.е. по праву представления.
Наследники второй очереди призываются к наследованию только в том случае, если нет наследников первой очереди.
К числу наследников второй очереди относятся:
· полнородные братья, сестры наследодателя — лица, у которых одни и те же кровные родители;
· неполнородные братья и сестры, т.е. лица, с которыми наследодатель имеет общих или отца, или мать;
· дедушка и бабушка наследодателя;
· неполнородные племянники и племянницы наследодателя, т.е. дети полнородных братьев и сестер. Они наследуют в связи с тем, что их родители (братья и сестры наследодателя) умерли к моменту открытия наследства либо одновременно с наследодателем.
Дети, усыновленные после смерти лиц, имущество которых они имели право наследовать, не утрачивают право ни на долю в наследственном имуществе как наследники по закону, ни на обязательную долю (при наследовании по завещанию), поскольку во время открытия наследства правоотношения с наследодателем, являющимся их родителем, не были прекращены.
Дети, усыновленные при жизни кровного родителя, права наследования имущества этого родителя и его родственников не имеют, поскольку при усыновлении утратили в отношении них личные и имущественные права, кроме случая возможности сохранения правоотношений с одним из родителей в случае смерти другого или с родственниками умершего родителя по их просьбе, если против этого не возражает усыновитель.
Степень родства (для целей наследования по закону) следует определять, исходя из числа рождений. Причем каждое рождение отделяет одного родственника от другого. Так, двоюродные внуки и внучки наследодателя считаются более отдаленными родственниками (их разделяют четыре рождения), нежели прадедушка и прабабушка наследодателя (их разделяют три рождения).
Право наследовать по закону переходит к родственникам наследодателя третьей, четвертой и пятой степеней родства, поскольку нет наследников первой, второй и третьей очереди.
К числу наследников третьей очереди относятся:
· полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (т.е. его дяди и тети);
· двоюродные братья и сестры наследодателя — по праву представления (т.е. в случае, если их родители (дяди и тети наследодателя) умерли к моменту открытия наследства).
К наследникам четвертой очереди относятся:
· прабабушки и прадедушки наследодателя.
Они считаются родственниками третьей степени родства.
К наследникам пятой очереди относятся:
· дети родных племянников и племянниц ( т.е. двоюродные внуки и внучки наследодателя);
· родные братья и сестры дедушек и бабушек наследодателя (т.е. его двоюродные дедушки и бабушки).
К наследникам шестой очереди относятся:
· двоюродные правнуки и правнучки наследодателя (т.е. дети его двоюродных внуков и внучек);
· двоюродные племянники и племянницы (т.е. дети двоюродных братьев и сестер наследодателя), а также дети двоюродных бабушек и дедушек (двоюродные тети и дяди) наследодателя.
К седьмой очереди наследников по закону относятся пасынки и падчерицы, отчим и мачеха. Эти лица не имеют родственных связей с наследодателем, а также связей, основанных на усыновлении. Они призываются к наследованию по закону лишь постольку, поскольку нет наследников всех предыдущих очередей.
Принятие наследства осуществляется путем подачи письменного заявления нотариусу по месту открытия наследства, где наследник просит либо выдать свидетельство о праве на наследство, либо изъявляет свою волю принять наследство.
Заявление можно подать лично, через другое лицо, переслать по почте.
Наследник вправе принять наследство и через представителя.
Наследство может быть принято в течение 6 календарных месяцев с даты открытия наследства
Если же право наследования возникло вследствие того, что другой наследник не принял наследство, оно должно быть принято в течение 3 календарных месяцев, отсчет которых начинается по окончании 6-месячного срока, установленного в п. 1 ст. 1154 ГК РФ (т.е. с момента открытия наследства).
Наследник вправе отказаться от наследства в течение 6 месяцев со дня его открытия (ст. 1157 ГК РФ). Если он не указывает, в пользу кого осуществляет такой отказ, то наступают те же последствия, что и для непринятия наследства:
► доля отказавшегося поступает к наследникам по закону (по завещанию, если имеет место наследование по завещанию) и распределяется между ними в равных долях;
► упомянутая доля поступает к подназначенному наследнику (если подназначение имело место). Последний обладает преимуществом перед наследниками по закону и по завещанию (указанными выше).
Если единственный наследник не объявил, в пользу кого он отказывается от наследства, то имущество переходит к государству. Аналогичные последствия наступают в случаях, когда наследник отказался от наследства в пользу граждан, которые не имеют права наследовать либо лишены этого права завещанием.
3.7. Понятие и структура экологического права.
Конференция ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро пришла к главному выводу: «Экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню».
Современное экологическое право России относится к динамично развивающимся отраслям российского права.
Основное назначение экологического права —
ü обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду,
ü получение достоверной информации о ее состоянии;
ü возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).
Обязанность охраны природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам отнесена к разряду основных, конституционных.
Граждане и их общественные объединения вправе требовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гидрометеорологических и других органов, предприятий, учреждений, организаций предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.
Принимая во внимание объективное состояние природной среды в России, можно утверждать, что развитие экологического права как самостоятельной отрасли в нашей стране приобретает все большее значение. По данным санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РФ, из 142 млн российских граждан 109 млн проживают в неблагоприятных экологических условиях.
Экологическое право прошло многовековой путь эволюции от единичных упоминаний о сбережении общинных лесов в источниках древнероссийского права к санитарному и лесному законодательству Российской империи, затем от советских декретов «О земле», «О лесах», «О недрах» к кодифицированному и текущему законодательству об использовании и охране отдельных природных объектов.
Нормы об охране окружающей природной среды содержатся в:
· Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
· Земельном, Водном, Лесном, Воздушном, Градостроительном кодексах РФ,
· Федеральных законах:
Ø от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (ред. от 29 мая 2002 г.),
Ø от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
Ø от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 10 января 2003 г.);
Ø от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
Ø от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 30 декабря 2001 г.);
Ø от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ « Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 10 января 2003 г.);
Ø от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от 15 апреля 1998 г.).
Основные направления экологической политики России определены Указом Президента РФ от 4 февраля 1994г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». и многих других нормативных правовых актах РФ
Поскольку вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены, в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, к совместному ведению РФ и субъектов в составе РФ, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы, природопользования и охраны окружающей природной среды регулируются и актами субъектов Российской Федерации.
На территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды,акты органов местного самоуправления об озеленении и благоустройстве населенных пунктов, повышении плодородия земель и т.п.
На развитие экологического права оказывают влияние международные акты.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды.
Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Экологическое право должно регулировать всю совокупность взаимоотношений человека и окружающей среды как природоохранительные, природоресурсные, так и иные, тесно с ними связанные отношения, например, общественные отношения по формированию и укреплению экологического правопорядка.
Управление охраной (защитой) окружающей природной среды включает экологический контроль, построенный на методах обязательности предписаний и рекомендаций управомоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуправления) и разрешения (полного делегирования полномочий).
Задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер, предусмотренного законодательством, по охране (защите) и рациональному использованию природных ресурсов.
Система экологического контроля включает в себя
· государственный и общественный надзор,
· экологический мониторинг (включая международный),
· проведение экологической экспертизы,
· оценку воздействия любой планируемой деятельности на среду обитания.
Государственный экологический мониторинг — это служба государственного наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Его организационную основу составляют Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы.
Экологическая экспертиза - это обязательная предварительная мера, предшествующая, а потому и определяющая принятие хозяйственного решения с целью проверки его соответствия требованиям экологической безопасности. Экологическая экспертиза выступает организационно-правовой формой предупредительного контроля всех предплановых (предпроектных) материалов, а также экологического обоснования выдачи лицензий и сертификатов.
В числе форм экологической экспертизы — эколого-санитарная, эколого-правовая и эколого-нормативная экспертизы, а также такая предварительная мера, как оценка воздействия любой планируемой деятельности на окружающую среду.
Экономический механизм охраны природной среды включает следующие части:
· лицензии на природопользовании;
· лимиты;
· экологические фонды для восстановления.
Одним из принципов экологического законодательства, установленных в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Экологическая ответственность представляет собой совокупность неблагоприятных последствий для лица, нарушившего нормы экологического законодательства или экологические права человека и гражданина.
Юридические и физические лица, виновные в экологическом правонарушении, причинившем ущерб здоровью или имуществу граждан, возмещают его в полном объеме.
Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения.
Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления — из средств государственных экологических фондов.
При определении ущерба, нанесенного имуществу, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости имущества, в том числе строений, жилых и производственных помещений, оборудования, и, как правило, упущенная выгода.
Реализация конституционной нормы об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам обеспечивается нормами уголовного, административного, гражданского, трудового, земельного и экологического законодательств.
Важность борьбы с такими нарушениями обусловила включение в Уголовный кодекс РФ целой главы (глава 26) об экологических преступлениях.
Уголовная ответственность предусматривается за 14 видов преступлений, среди которых
1. нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ,
2. нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов,
3. загрязнение вод,
4. загрязнение атмосферы,
5. порча земли,
6. незаконная охота,
7. нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений,
8. нарушение правил охраны рыбных запасов, уничтожение или повреждение лесов и др.
Соответствующая глава содержится также в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 8.1—8.40 КоАП РФ). Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования наступает за
· сокрытие или искажение экологической информации,
· порчу земель,
· нарушение требований по рациональному использованию недр, нарушение правил охраны водных объектов,
· нарушение правил водопользования и иные нарушения природоохранного законодательства.
Гражданское законодательство предусматривает возмещение ущерба и крупные штрафы за причинение экологического вреда. Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются таксы для исчисления материального ущерба, нанесенного природным объектам.
При отсутствии утвержденной таксы ущерб, нанесенный природным объектам, возмещается исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды, с учетом понесенных убытков, потерь и упущенной выгоды. Если ущерб нанесен ненадлежащим исполнением договорных обязательств, он исчисляется в соответствии с гражданским законодательством и условиями договора. Гражданским законодательством охраняется также право собственности на природные ресурсы.
Материальная ответственность за экологические правонарушения по нормам трудового законодательства наступает в отношении должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли убыток в связи с расходами по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Дисциплинарная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по охране окружающей природной среды или рациональному использованию природных ресурсов наступает в отношении должностных лиц и иных работников, если эти обязанности возложены на них законом, иным нормативно-правовым актом, коллективным или трудовым договором, например, в отношении государственных инспекторов лесной охраны, государственных инспекторов водной охоаны и т.п.
За экологические правонарушения могут применяться и такие виды ответственности, как
· лишение или приостановление права природопользования,
· изъятие нерационально используемого земельного участка, ограничение права природопользования,
· возложение обязанности восстановления своими силами и средствами нарушенного состояния природного объекта.
В контексте проблем экологической ответственности целесообразно обратиться к ее позитивной разновидности, адресуемой индивидам. Она обусловлена публичной конституционной обязанностью российских граждан — сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Возведение этой меры должного поведения на конституционный уровень обусловлено именно тем, что среда обитания имеет жизненно важное значение для настоящего и будущих поколений.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дает основания говорить о четырех формах механизма реализации конституционной обязанностью российских граждан — сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58):
1. консервативной (максимальное невмешательство в природу);
2. рациональной (разумное использование);
3. компенсационной (оздоровление окружающей среды);
4. инициативной (улучшение окружающей среды).
В реализации гражданами РФ обязанности сохранять природу и окружающую среду особое место принадлежит государству.