Испытуемый _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
№ лабиринта | Зашифрованное слово | Время поиска (с) |
… | ||
Правильные ответы к заданию «Словесный лабиринт»: ДОКЛАДЫВАТЬ, ПОДВИЖНОСТЬ, ЭКСПЕРИМЕНТ, УПРАВЛЯЮЩИЙ, ФАКУЛЬТАТИВ, ВЫСТУПЛЕНИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ПРОЛЕТАРИАТ, СОДРУЖЕСТВО, ЯЗЫКОЗНАНИЕ.
Обработка и анализ результатов: по временным показателям решения всех десяти задач построить график, отражающий свойства мышления. По оси абсцисс указать последовательно все номера лабиринтных задач. По оси ординат указать временные затраты с делениями, соответствующими среднеарифметической величине решения каждой отдельной задачи. Относительно стабильные показатели указывают на лабильность мышления. Зигзагообразность кривой с большими различиями между максимальными, средними и минимальными показателями свидетельствует о ригидности мышления, когда субъекту приходится тратить лишнее время на «перестройку» своего мышления и переходу на новый способ. По графику можно также отметить склонность к обучению, если сравнить результаты первой половины лабиринтных задач с результатами второй половины. Эффект научения отражается в общем уменьшении временных затрат. С помощью самонаблюдения можно также отметить индивидуальные особенности мышления с выбором тех или иных стратегий. Кроме того, можно сопоставить свои индивидуальные средние результаты с групповыми и оценить свое положение в группе (успешные, средние показатели, неуспешные с большими затратами времени и низким процентом решенных задач).
|
|
Задание 14.2.
Исследование лабильности мыслительных процессов, способности к обучению
Цель: изучить особенности лабильности мыслительных процессов, способности к обучению испытуемого в условиях дефицита времени.
Материалы и оборудование: бланк с заданиями, бланк для ответов (приложение 30), секундомер.
Методика проведения: э кспериментатор предварительно должен ознакомиться со всеми заданиями. Задача экспериментатора четко зачитывать испытуемому последовательно все задания, на выполнение каждого задания отводится свой ограниченный отрезок времени (от 2 до 5 секунд). Задания выполняются на специальном бланке, который выдается испытуемому перед началом работы. После выполнения работы испытуемый вместе с экспериментатором проверяет правильность выполнения каждого задания. Инструкция испытуемому: «Вам предлагается выполнить в ограниченное время несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор. Ответы вы должны фиксировать на бланке. Работайте быстро. Прочитанное задание не повторяется».
|
|
Тестовый материал
1. (Квадрат 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек.)
2. (Квадрат 4). Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.)
3. (Квадрат 5). Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.)
4. (Квадрат 6). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.)
5. (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.)
6. (Квадрат 8). Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.)
7. (Квадрат 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.)
8. (Квадрат 12). Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.)
9. (Квадрат 13). Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.)
10. (Квадрат 15). Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.)
11. (Квадрат 17). Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия Вашего города (4 сек.)
12. (Квадрат 18). Если в слове СИНОНИМ шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.)
13. (Квадрат 19). Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.)
14. (Квадрат 20). Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек.)
15. (Квадрат 21). Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.)
16. (Квадрат 22). Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.)
17. (Квадрат 23). Соедините конец первой линии и верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой (3 сек.)
18. (Квадрат 24). Зачеркните нечетные цифры и подчерните четные (5 сек.)
19. (Квадрат 25). Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.)
20. (Квадрат 26). Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку (3 сек.)
21. (Квадрат 27). Если слово ДОМ и ДУБ начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек.)
22. (Квадрат 28). Поставьте в крайней слева клеточке О, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек.)
23. (Квадрат 29). Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.)
24. (Квадрат 30). Если в слове ПОДАРОК третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек.)
25. (Квадрат 31). В слове САЛЮТ обведите кружком согласные буквы, а в слове ДОЖДЬ зачеркните гласные (4 сек.)
26. (Квадрат 32). Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.)
27. (Квадрат 33). Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.)
28. (Квадрат 34). Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.)
29. (Квадрат 35). Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево (5 сек.)
30. (Квадрат 36). Напишите слово МИР так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек.)
31. (Квадрат 37). Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных - вверх (5 сек.)
32. (Квадрат 39). Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.)
33. (Квадрат 40). Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.)
34. (Квадрат 41). Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево (2 сек.)
35. (Квадрат 42). Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4 сек.)
36. (Квадрат 43). Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромбе (4 сек.)
|
|
37. (Квадрат 44). Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек)
38. (Квадрат 45). Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник (3 сек.).
39. (Квадрат 46). Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.)
40. (Квадрат 47). Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные - в круглые (5 сек.)
Обработка и анализ результатов: после выполненного задания необходимо определить количество неверно выполненных заданий (ошибкой считается и пропущенное, и частично выполненное задание). При этом норма выполнения: 0-4 ошибки – свидетельствует о наличии высокой интеллектуальной лабильности, способности быстро обучаться новым знаниям и навыкам; 5-9 ошибок – средняя интеллектуальная лабильность; 10-14 ошибок – низкие показатели интеллектуальной лабильности, возможны трудности при переобучении испытуемого; 15 и более ошибок – высока вероятность низкой успешности испытуемого в различных видах деятельности.
На основании полученных данных и самоотчета испытуемого необходимо сделать вывод об особенностях протекания мыслительных процессов в ситуации дефицита времени, умении быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. (Учитывается количество ошибок, в каком типе заданий они были допущены, когда испытуемый начал проявлять признаки утомления).
Задание 14.3.
Исследование аналитического мышления
Цель: определить уровень развития аналитичности индуктивного мышления в условиях ограниченнoro времени.
Материалы и оборудование: бланк с 15 рядами чисел, составленными по определенной закономерности (вариант VI субтеста шкалы Р. Амтхауэра), ручка и секундомер.
Стимульный материал
№№ п/п | Числовые ряды | №№ п/п | Числовые ряды |
1. | 2 4 6 8 10 12 14...... | 9. | 21 18 16 15 12 10 9...... |
2. | 6 9 12 15 18 21 24...... | 10. | 3 6 8 16 18 36 38...... |
3. | 3 6 12 24 48 96 192...... | 11. | 12 7 10 5 8 3 6...... |
4. | 4 5 8 9 12 13 16...... | 12. | 2 8 9 27 30 90 93...... |
5. | 22 19 17 14 12 9 7...... | 13. | 8 16 9 18 11 22 15...... |
6. | 39 38 36 33 29 24 18...... | 14. | 7 21 18 6 18 15 5...... |
7. | 16 8 4 2 1 1/2 1/4...... | 15. | 10 6 9 18 14 17 34...... |
8. | 1 4 9 16 25 36 49...... |
Методика проведения: это исследование экспериментатор может проводить как с одним испытуемым, так и с небольшой группой, при условии, что каждый из них получит индивидуальный бланк с напечатанной таблицей числовых рядов и будет обеспечена полная самостоятельность решения. Инструкция испытуемому: "На бланках, что находятся перед Вами, напечатаны ряды чисел. Попытайтесь определить, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой закономерностью продолжите каждый ряд, дописав в нем еще два числа. На работу отводится 7 минут. Не задерживайтесь долго на одном ряду, если не можете правильно определить закономерность, переходите к следующему ряду, а останется время – вновь вернетесь к трудному для Вас ряду чисел. Продолжать ряд нужно по отношению к последнему числу, имеющемуся в данном ряду. Все ли Вам понятно? Если нет вопросов, переверните листки. Начали!" По истечении 7 минут дается команда: "Стоп! Решение прекратить!"
|
|
Обработка и анализ результатов: обработка результатов проводится с помощью ключа – таблицы с готовыми ответами. В ходе обработки результатов подсчитывается количество правильно решенных испытуемым рядов. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд считается нерешенным.
Ключ для обработки результатов задания "Числовые ряды"
1. 16; 18 6. 11; 3 11. 1; 4
2. 27; 30 7. 1/8; 1/16 12. 279; 282
3. 384; 768 8. 64; 81 13. 30; 23
4. 17; 20 9. 6; 4 14. 15; 12
5. 4; 2 10. 76; 78 15. 30; 33
Уровень развития аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел. Если испытуемый решил 14 – 15 рядов, то его аналитичность очень высокая или отличная; если 11 – 13 – высокая или хорошая; если 8 – 10 – аналитичность средняя или удовлетворительная; если 7 – б – аналитичность низкая или плохая; если 5 и менее, то аналитичность очень низкая или очень плохая.
Задание 14.4.
Исследование понятийного мышления
Цель: изучить способность выделять и обобщать признаки понятий с помощью методики «Сравнение понятий».
Материалы и оборудование: бланк с 22 парами сравниваемых понятий, секундомер.
Стимульный материал
1. Утро – вечер 2. Корова – лошадь 3. Летчик – танкист 4. Река – птица 5. Дождь – снег 6. Маленькая девочка – большая кукла 7. Обман – ошибка 8. Волк – луна 9. Ботинок – карандаш 10. Золото – серебро 11. Молоко – вода | 12. Сани – телега 13. Очки – деньги 14. Озеро – река 15. Поезд – самолет 16. Стакан – петух 17. Ось – оса 18. Яблоко – вишня 19. Лыжи – коньки 20. Красный – зеленый 21. Ворона – воробей 22. Ветер – соль |
Методика проведения: испытуемые получают бланк с 22 парами сравниваемых понятий, где 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 – к разным. Задача испытуемого состоит в том, чтобы указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий. При этом не требуется обязательно найти общие признаки. Желательно регистрировать и время выполнения эксперимента, с тем, чтобы определить индивидуальные и групповые временные особенности. Инструкция испытуемому: «Вам предоставляется бланк с 22 парами сравниваемых понятий. Необходимо сравнить понятия и определить существенные признаки, объединяющие их. При этом нужно учитывать, что 15 пар относятся к одному семантическому полю признаков, а 7 – к семантически разным полям, и признаки между ними можно отнести к слабым, случайным, чисто внешним». Ответы заносятся в протокол исследования.
Протокол к заданию 14.4.