Тема 3. Эксперимент

Теоретическое введение

Эксперимент – такая процедура, при которой экспериментатор выделяет некоторые факты, от которых по гипотезе зависят некоторые особенности изучаемого явления, они варьируются и прослеживается изменение каких–то характеристик изучаемого явления.

Эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает:

1) опытное моделирование явлений и условий при их качественно-количественной определенности;

2) активное воздействие исследователя на явление;

3) измерение отклика (реакции) на воздействие;

4) неоднократную воспроизводимость результатов.

В эксперименте нужно быть уверенным, что переменные, т.е. все изменяемые факторы, которые, как предполагается, будут или могут ваьироваться в эксперименте, действительно связаны с изучаемым явлением, а не с какими-то другими факторами. Это:

– независимые переменные, которые введены экспериментатором и на которые не могут влиять испытуемые;

– зависимые переменные, связанные с поведением испытуемых;

– промежуточные переменные, которые необходимо учитывать при интерпретации данных: психологическое состояние во время эксперимена, интерес или безразличие и т.п.

Экспериментировать – варьировать независимые, фиксировать изменение зависимых, учитывать промежуточные.

В эксперименте еще больше, чем в наблюдении, прослеживается роль гипотезы. Эксперимент – средство, которое предназначено исключительно для проверки гипотез. Если наблюдение дает факты, то эксперимент предназначен для установления механизмов и закономерностей. Эксперимент утрачивает всякий смысл при отсутствии гипотезы. Гипотеза должна быть сформулирована однозначно, иначе ее проверка невозможна.

Преимущества эксперимента по сравнению с другими методами:

§ экспериментатор сам создает специальные условия, при которых возникает то или иное психическое явление;

§ экспериментатор в соответствии с определенным планом изменяет некоторые условия;

§ эксперимент можно повторить;

§ эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых.

Требования к эксперименту:

§ определить проблему;

§ сформулировать цель и гипотезу исследования;

§ разработать план;

§ разработать протокол эксперимента;

§ определить приемы количественной и качественной обработки данных;

§ определить приемы графического и схематического изображения данных.

Существует насколько основных видов эксперимента (рис.3.1.).

При интерпретации данных эксперимента возможно возникновение ошибок, связанных с эффектом предубежденности экспериментатора, когда он, сам того не осознавая, подкрепляет определенные типы поведения испытуемых.

Для предупреждения ошибок используют слепой метод (экспериментатор не знает, какая группа контрольная) и двойной слепой метод (экспериментатор не знает, какая группа контрольная, а испытуемый не знает цели и гипотезы исследования).

       
   
Эксперимент – вид объективного исследования, при котором исследователь искусственно вызывает и планомерно изменяет те явления, которые изучаются
 
 


Рис.3.1. Виды эксперимента

Задание 3.1.

Анализ выдающихся экспериментов

Цель: знакомство с организацией и методикой проведения знаменитых психологических экспериментов.

Материалы и оборудование: книга Роджера Р.Хока «40 исследований, которые потрясли психологию» (Санкт-Петербург «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК», Москва «ОЛМА-ПРЕСС», 2003).

Методика проведения: студенты получают индивидуальное задание подготовить сообщение об одном из известных психологических экспериментов по следующему плану:

– гипотеза эксперимента;

– переменные, участвовавшие в эксперименте;

– организация эксперимента;

– полученные результаты и выводы;

– этические аспекты проведения эксперимента.

В аудитории заслушиваются и обсуждаются подготовленные сообщения.

Задание 3.2.

Индивидуальное исследовательское задание (проект)

Цель: научиться самостоятельно определять цель и гипотезу психологического эксперимента, разрабатывать программу его проведения, проводить эксперимент и анализировать результаты.

Материалы и оборудование: нет.

Методика проведения. Задание выполняется в несколько этапов:

1) группа разделяется подгруппы по 3-4 человека;

2) каждая подгруппа самостоятельно выбирает тему исследования, пользуясь таким алгоритмом: область психологических феноменов – проблема – цель эксперимента – гипотеза – план проведения эксперимента;

3) разработанный план эксперимента представляется для обсуждения всей группой;

4) на основании уточненные планов подгруппы проводят эксперименты и представляют результаты и выводы в виде письменных отчетов.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные особенности экспериментального метода в психологии?

2. Сравните разные виды эксперимента в психологии? В чем заключаются преимущества и недостатки каждого?

3. Что такое «эффект предубежденности» экспериментатора? Как избежать предубежденности при организации экспериментального исследования?

Тема 4. ОПРОС И ТЕСТИРОВАНИЕ

Теоретическое введение

Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии между исследователем и опрашиваемым (респондентом).

Области применения:

1. На ранних стадиях исследования, в процессе работы по разведывательному плану – устанавливаются переменные, относящиеся к данной проблеме, выдвигаются рабочие гипотезы.

2. Опрос выступает как основное средство сбора первичных данных, позволяет измерить взаимосвязь изучаемых переменных.

3. Опрос служит для уточнения, расширения и контроля данных, полученных как другими методами, так и путем той или иной формы опроса.

Основные виды и разновидности опросов, которые могут применяться в психологическом исследовании, представлены на рисунке 4.1.

Анкета – методический прием для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собою набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.

Составление анкеты – это процесс преобразования основных гипотез исследования в вопросы анкеты.

Требования к анкете:

ü четко определенное содержание;

ü правильная формулировка вопросов;

ü наличие инструкции о порядке заполнения анкеты.

Беседа – один из приемов изучения психики личности. Беседа предусматривает прежде всего активность исследователя, который задает вопросы, частично отвечает на них, а частично побуждает самих испытуемых искать ответы.


Рис. 4.1. Виды и разновидности опросов

Требования к беседе:

ü целенаправленность;

ü учет индивидуальных особенностей собеседника;

ü хорошо продуманные вопросы беседы;

ü соблюдение этических норм;

ü создание доверительной атмосферы;

ü фиксация ответов.

Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В психологии используются две разновидности интервью:

· диагностическое интервью – метод получения информации об особенностях личности, который используется на ранних этапах психотерапии и служит способом установления тесного личного контакта с собеседником;

· клиническое интервью – метод терапевтической беседы при оказании психологической помощи. В психиатрии, психоанализе и медицинской психологии клиническое интервью используется для того, чтобы помочь пациенту осознать собственные внутренние трудности, конфликты, скрытые мотивы поведения.

Тест – специализированный метод психодиагностического исследования, применяя который можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов отличается тем, что предполагается строго стандартизированная процедура сбора и обработки данных, а также их интерпретация.

Требования к тестам:

ü тест должен предоставлять испытуемым одинаковые возможности для проявления у них исследуемых психологических особенностей;

ü при интерпретации результатов теста необходимо помнить, что тесты – это, как правило, разовые испытания, они позволяют зафиксировать то, что есть в данный момент. Поэтому невозможно на основании результатов теста строить прогноз, предвидеть степень дальнейшего психологического развития.

Основные виды тестов представлены на рисунке 4.2.


                 
   
 
   
 
 
   
Тесты способностей
     
Тесты действия
 
 


Индиви-дуальные

       
   
 
 


Рис. 4.2. Виды тестов

Задание 4.1.

Индивидуальное исследовательское задание (проект)

Цель: научиться самостоятельно определять цель анкетирования, разрабатывать анкету, проводить анкетирование. Обрабатывать и представлять результаты.

Материалы и оборудование: нет.

Методика проведения. Каждый студент индивидуально работает над составлением анкеты для исследования интересующего его психологического феномена (10–15 вопросов). Разработанные анкеты обсуждаются на занятии, затем с их помощью проводится опрос (15-20 человек), результаты которого обрабатываются и представляются как отчет по заданию.

Задание 4.2.

Организация и проведение беседы

Цель: научиться использовать метод беседы для проведения психологических исследований.

Материалы и оборудование: нет.

Методика проведения: 1) студенты образуют пары и в течение 10-15 минут проводят беседу, в ходе которой один из них должен постараться узнать как можно больше о другом (интересы, хобби, жизненные принципы, любимые литературные герои и т.д.), чтобы представить этого человека всей группе. После такого представления студенты меняются ролями и опять проводят беседу; 2) два студента проводят беседу на заданную преподавателем тему, а вся группа наблюдает за их невербальным поведением, оценивает логичность и целесообразность задаваемых вопросов, затем проводится групповое обсуждение.

Задание 4.3.

Проективный тест «Несуществующее животное»

Цель: познакомиться с проективной тестовой методикой «Несуществующее животное».

Материалы и оборудование: листы белой бумаги формата А4, простые карандаши.

Методика проведения: студенты знакомятся с особенностями и возможности проективных тестовых методик, затем каждый студент получает лист бумаги, карандаш и следующую инструкцию: «"Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием". Рисовать необходимо на листе, расположенном вертикально, и только простым карандашом. Используя стандартную интерпретацию теста (приложение 7), студенты анализируют собственные рисунки (или рисунок другого члена группы) и составляют заключение о психологических особенностях.

Задание 4.4.

Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири

Цель: познакомиться с тестом Т.Лири, научиться проводить с его помощью психологическое обследование, обрабатывать и интерпретировать результаты.

Материалы и оборудование: тест Т.Лири, бланк для ответов, интерпретация данных теста (приложение 8).

Методика проведения: студенты знакомятся с назначением теста Т.Лири, особенностями его структуры и проведения, затем заполняют бланки для ответов, следуя инструкции теста. Один раз бланки заполняются как Я-реальное, другой раз – Я-идеальное.

Обработка и анализ результатов: после того, как испытуемый оценит себя и заполнит сетку бланка для ответов, подсчитываются баллы по 8-ми вариантам межличностного взаимодействия. Для этого используется «ключ», с помощью которого выделяются 16 номеров, формирующих каждый из 8-ми октантов методики. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль. Я-реальное и Я-идеальное выделяются различными цветами.

 
 


Рис.4.1. Дискограмма межличностных отношений

Контрольные вопросы

1. С какой целью могут применяться опросы в психологическом исследовании?

2. Какие существуют виды опросов?

3. Сравнить преимущества и недостатки различных видов опросов.

4. Каковы основные требования к анкете и беседе?

5. Что такое тесты как метод психологического исследования. Для чего применяются тесты?

6. В чем состоят преимущества и недостатки тестового метода исследования?

ЧАСТЬ II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ

Тема 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Теоретическое введение

Деятельность – это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, состоящая в целенаправленном преобразовании ими природной и социальной действительности. Любая деятельность, осуществляемая человеком, включает в себя: цель, средство, процесс преобразования и его результат (продукт). Рассматривая деятельность с точки зрения осуществляющего ее субъекта, мы переходим к анализу ее психологической стороны.

Чтобы любой акт деятельности мог состояться, человек должен представлять себе результат будущего действия. Это представление будущего результата происходит в форме образа того предмета, который должен получиться. Отражение будущего результата действия составляет содержание понятия цель, это важнейший элемент психологической структуры деятельности. Именно наличие осознанной цели придает деятельности человека человеческое, отличающее ее от поведения животных, придает ей целенаправленность.

Действие – это процесс, направленный на реализацию сознательной цели. Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели, через характеристику цели мы можем охарактеризовать само действие.

Наличия одной цели недостаточно для действия. В сознании должны найти отражение условия, в которых могла бы быть достигнута цель. Взаимосвязанное отражение цели и условий ее достижения образуют задачу. Задача является тем психологическим механизмом, который осуществляет регуляцию деятельности, т.е. вся наша деятельность – это цепочка непрерывно решаемых нами задач. В зависимости от условий, одна и та же цель может быть достигнута различными способами, с применением различных операций. Операция – это способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие.

Операции – составная часть действия.

Движения – механизмы действия.

Движения – способ осуществления действия, направленный на разрешение определенной задачи. Характер и содержание задачи определяет движение.

Основные виды движений:

1) движения позы – так называемые статические рефлексы, обеспечивающие поддержание и изменение позы тела, что достигается путем активной тонической напряженности мышц;

2) локомоции – движения передвижения, их особенности выражаются в походке, осанке, в которых явно отражается психический облик человека, во всяком случае некоторые его черты;

3) выразительные движения лица и тела (мимика и пантомимика) – непосредственные проявления эмоций, более или менее ярко, выразительно отражающие их сложную и напряженную игру;

4) семантические движения (вырастают из выразительных) – носители определенного значения, которое на каждом шагу вплетается в нашу жизнь: утвердительный или отрицательный жест головой, снятие шляпы, рукопожатие, голосование... Здесь жест, движение выступает как опосредованный историческими условиями своего возникновения носитель определенного, очень обобщенного смыслового содержания;

5) речь как моторная функция в ее динамическом аспекте – ее ритмика, интонация, акценты, ударения, усиления, отражая чувства и мысли говорящего играют огромную роль в том воздействии, которое оказывается на слушателя;

6) рабочие движения, различные в различных видах трудовых операций. Точность, быстрота, координация рабочих движений, их приспособленность к конкретным условиям, меткость, ловкость – их основные характеристики. [12,. с.23].

Навыки – автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия.

Источником целеобразования выступают потребности человека. Потребность понимается как требование, нужда, ожидание, стремление к какому–то недостающему, желаемому предмету. Потребность всегда может быть охарактеризована по своему предметному содержанию. Все, что делает человек, он делает для и ради чего–то. Именно предметное содержание составляет ключевую характеристику потребности, рассмотренной в конкретно–психологическом плане.

Мотив – идеальный или материальный, чувственно воспринимаемый или данный только в мысленном плане предмет потребности. С появлением мотива поведение приобретает вектор или направленность: на предмет или от него.

Деятельность человека имеет уровневую, иерархическую структуру. В ней можно выделить относительно самостоятельные единицы – действия, операции, психофизиологические функции. Эти структурные единицы не имеют своего отдельного от целостной деятельности существования. Процесс, рассмотренный со стороны мотива (предмета потребности) характеризуется как особая деятельность. Иначе говоря, конкретные виды деятельности выделяются по критерию побуждающих их мотивов. Рассмотренный со стороны цели, процесс приобретает характеристики действия, а со стороны условий осуществления действия выступает в качестве операции. Психофизиологические функции являются основным "исполнительным" механизмом деятельности и представляют собой формирующиеся в процессе онтогенеза особые "функциональные системы". К ним относятся способность к ощущениям, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторные способности и др. Психофизиологические функции – это физиологическое обеспечение психических процессов. Они составляют необходимые предпосылки и средства деятельности.

В строении деятельности, таким образом, можно выделить два основных аспекта: операционально–технический (конкретные пути и способы выполнения действия) и мотивационный (причины, обуславливающие общую направленность и динамику деятельности в целом).

Задание 5.1.

Формирование двигательного навыка

Цель: исследовать влияния знания результатов на процесс выработки навыка.

Материалы и оборудование: линейка с нанесенными на ней миллиметровыми делениями.

Методика проведения: Работа выполняется в парах, где один студент выступает в роли экспериментатора, а другой – испытуемого. Затем роли меняются. Экспериментатор наносит на линейку три яркие черточки, отметив деления 1 см, 8 см и 15 см. В первой серии испытуемый тупым концом карандаша ведет вдоль шкалы от первого отмеченного деления до деления 8 см. Затем, закрыв глаза, он продолжает вести карандашом до тех пор, пока ему не покажется, что длина черты, проведенной им с закрытыми глазами, равна длине черты, проведенной с открытыми глазами. Экспериментатор регистрирует ошибку (со знаком «+» или «­–»), не сообщая о ней испытуемому. Опыт повторяется 15 раз.

Во второй серии (также 15 предъявлений) испытуемый всякий раз проверяет свой результат.

Обработка и анализ результатов: на основании полученных результатов строится график (рис.5.1).

Рис.5.1. График формирования двигательного навыка

На оси ординат откладывается величина ошибки (в мм) в ту или иную сторону (знак отклонения во внимание не принимается, на оси абсцисс – порядковый номер упражнения. Кривые, соответствующие результатам первой и второй серий эксперимента, вычерчиваются разными цветами. Сравнивая кривые, студенты делают вывод о том, как влияло на формирование данного навыка знание результатов упражнения.

Задание 5.2.

Формирование двигательного навыка методом сравнения образцов записи

Цель: исследовать процесс формирования двигательного навыка методом сравнения образцов записи.

Материалы и оборудование: четко разлинованный лист бумаги; ряд слов: молоко, палочка, комиссия, малина, полоса, кисточка, спички.

Методика проведения: Работа выполняется в парах, где один студент выступает в роли экспериментатора, а другой – испытуемого. Затем роли меняются. Экспериментатор диктует испытуемому слово, которое тот записывает между строчками, стараясь не попадать на линейки. Вначале запись ведется с открытыми глазами, затем – с закрытыми. Так записываются все слова.

Обработка и анализ результатов: подсчитывается, сколько раз при написании каждого слова была пересечена линейка, и заполняется таблица (таблица 5.1.).

На основании данных таблицы вычерчивается график формирования навыка письма с закрытыми глазами (рис.5.2). Процесс образования навыка можно также характеризовать, вычитая из максимального количества пересечений минимальное. Большая разность указывает на более интенсивный процесс формирования навыка.

Таблица 5.1

Показатели формирования двигательного навыка

Порядковый номер записанного слова Количество пересечений
при записи с открытыми глазами при записи с закрытыми глазами
     

Рис.5.2. График формирования навыка

письма с закрытыми глазами

Задание 5.3.

Интерференция навыков

Цель: исследовать явление интерференции навыков.

Материалы и оборудование: секундомер, три таблички:

А Б В
23 36 34 32 25 39 26 29 22 37 33 31 24 35 20 28 21 38 27 30 Г С П Н Е Ф Ж К В Т О М Д Р Л И Б У З А Е Н У С Г Т В Д Ж Ф А Р К М О Л З П Б И

Методика проведения: студенты делятся на две группы по 5-6 человек. Первая группа – контрольная, вторая – экспериментальная. Сначала каждому испытуемому из контрольной группы предлагается за 20 предъявлений в табличке А отыскать числа в порядке возрастания (от 21 до 39), в табличке В – буквы в алфавитном порядке (таблички предъявляются попеременно, нечетный порядковый номер предъявления имеет табличка А, четный – В.). Время каждого предъявления таблички В (за которое испытуемый должен найти следующую букву) экспериментатор фиксирует при помощи секундомера. Затем каждому испытуемому экспериментальной группы в нечетном предъявлении предлагается табличка Б, в четном – В. Фиксируется время предъявления таблички В.

Обработка и анализ результатов: среднее групповое время каждого из десяти предъявлений в экспериментальной и контрольной группах дает кривые графика (рис.5.3). Сравнивая кривые, студенты приходят к выводу, отразилось ли на усвоении расположения букв на табличке В то обстоятельство, что испытуемые экспериментальной группы одновременно усваивали расположение тех же букв на табличке Б, т.е. необходимо ответить на вопрос, можно ли в данном случае говорить об интерференции двух навыков (указание букв на таблице В и Б).

Рис.5.3. График процесса выработки навыка в условиях интерференции

Задание 5.4.

Формирование умственных навыков

Цель: исследовать процесс формирования умственных навыков.

Материалы и оборудование: примеры для устного счета.

Методика проведения: испытуемому вначале предлагают решить примеры первой группы и предупреждают, что он должен вычислять, используя прием вычитания числа из суммы. Фиксируют время решения каждого примера и ошибки. На основе этих данных прослеживают процесс выработки вычислительного навыка. Сразу же после решения этих примеров испытуемому предлагают решить примеры второй группы, используя прием прибавления числа к разности. Аналогично фиксируется время решения каждого примера и ошибки.

Обработка и анализ результатов: данные решения примеров первой и второй группы сравниваются и вычерчивается график аналогично заданию 5.3. На основании анализа средних результатов по группе студентов делаются выводы о процессе выработки и интерференции интеллектуальных навыков.

Решение примеров на основе приема вычитания числа из суммы

157 + 99 = 256 (157 +100) – 1 = 256

480 + 98 = 262 + 99 = 879 + 89 = 160 + 93 =

360 + 89 = 265 + 65 = 550 + 94 =

Решение примеров на основе приема прибавления числа к разности

237 – 97 = 140 (237 – 100) + 3 = 140

440 – 98 = 596 – 87 = 572 – 66 = 725 – 95 =

284 – 77 = 440 – 59 = 720 – 38 =

Задание 5.5.

Личностный тест Дж.Баррета

Цель: выявить предрасположенность к определенному виду профессиональной деятельности.

Материалы и оборудование: бланки личностного теста Дж.Баррета (приложение 9).

Методика проведения: студенты заполняют бланки теста.

Обработка и анализ результатов:

1. Суммируются показатели каждого ряда, обозначенные в тестовом бланке буквой «И», затем то же самое делается в отношении других букв. Максимальный показатель, который может быть получен по каждой букве, составляет 50.

2. Для каждой пары показателей определяется та или те буквы, по которым получено больше баллов. Это доминирующая характеристика, ее нужно написать справа в протоколе. Буквы объединяются в пары следующим образом:

И и О

У и П

В и Ф

Сп и Осм

3. Разницу между двумя показателями в каждой паре нужно вписать в крайнюю правую графу протокола.

Протокол к заданию 5.5.

Испытуемый (ф.и.о.) ______________________ пол________возраст_________

Специальность ______________________________________________________

Суммарные показатели Доминирующая характеристика Разница между показателями
И = У = В = Сп = О = П = Ф = Осм =    
       

4. Полученные четыре доминирующие характеристики позволяют определить свой личностный тип (приложение 9).

Контрольные вопросы:

1. Что такое деятельность? В чем состоит значение категории предметной деятельности для психологии?

2. Как связаны действие и операция?

3. Как связаны действие и движение?

4. Какие существуют виды движений?

5. Что такое навык? Как формируется навык?

Тема 6. МОТИВАЦИЯ

Теоретическое введение

Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. По проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на следующие группы:

1) потребности и инстинкты, как общие источники активности организма;

2) мотивы, как то, на что непосредственно эта активность направлена, то, ради чего произведен выбор определенных актов поведения;

3) эмоции, субъективные переживания (стремления, желания) и установкив поведении субъекта, как факторы, определяющие как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения.

Мотив чаще всего понимают как:

а) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

б) предмет, ради которого осуществляется деятельность, который побуждает и направляет ее;

в) осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности.

Основные функции мотива:

§ побуждающая (мотив вызывает определенную энергию, активность человека);

§ направляющая (направленность энергии на определенный объект);

§ стимулирующая (продолжение побуждения при осуществлении намерения);

§ управляющая (регуляция, организация и контроль действия);

§ смыслообразующая (придание действию личностного смысла);

§ объяснительная (сознательное формулирование человеком, что является источника его поведения);

§ отражающая (отражение в сознании потребностей и целей, способов их достижения и своих возможностей, последствий для себя);

§ защитная (действительная цель подменяется «официальной версией», которая необходима для рационального объяснения причины действия.

Мотивы имеют динамические и содержательные характеристики. К динамическим относятся сила и устойчивость мотива. К содержательным относятся:

1) полнота осознания структуры мотива;

2) уверенность в правильности выбора;

3) направленность мотива – личная, индивидуальная или общественная, коллективная:

4) ориентация на внутренние или внешние причины при объяснении своего поведения;

5) виды потребностей, на удовлетворение которых направлены мотивы – биологические или социальные;

6) деятельность, в которой реализуются мотивы – игровая, учебная, трудовая и т.п.

Монистические представления о сущности мотива сводят его к одному какому-то явлению: потребность, цель, причины действия, личностные диспозиции; формулировки, удовлетворение, состояние, намерение.

В зависимости от того, на какой стадии останавливается мотивационный процесс, какова степень осознания (понимания) причин поведения, каков уровень удовлетворения потребности (достижение цели, получение запланированного результата), можно выделить следующие мотивационные образования:

ü мотивационные состояния;

ü мечты;

ü склонности;

ü мотивационные установки;

ü влечения, желания;

ü направленность личности;

ü мотивационные свойства личности;

ü мотивационная сфера личности.

Задание 6.1.

Определение уровня потребности в одобрении

Цель: определить уровень потребности в одобрении с помощью шкалы Д.Крауна и Д.Марлоу.

Материалы и оборудование: шкала оценки мотивации одобрения Крауна–Марлоу (модификация Ю.Л.Ханина).

Методика проведения: студенты индивидуально заполняют шкалу оценки мотивации одобрения (приложение 10).

Обработка и анализ результатов: за каждый ответ, совпадающий с ключом начисляется 1 балл. Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов.

Ключ

Ответы «Да» – на вопросы 1,2,3,4,5,8,11,14,15,16,20.

Ответы «Нет» – на вопросы б, 7,9,10,12,13,17,18,19.

Задание 6.2.

Определение уровня потребности в достижениях

Цель: определить уровень потребности в достижениях с помощью шкалы Ю.М.Орлова.

Материалы и оборудование: шкала оценки мотивации достижения (приложение 11).

Методика проведения: студенты индивидуально заполняют шкалу оценки мотивации одобрения.

Обработка и анализ результатов: за каждый ответ, совпадающий с ключом начисляется 1 балл. Полученные «сырые» баллы переводятся в стандартные по таблице 6.1. и делается вывод об уровне потребности в достижениях.

Ключ

Ответы «Да» на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 23;

Ответы «Нет» на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

Таблица 6.1

Таблица переводы "сырых" баллов в стандартные

  Уровень мотивации достижения
низкий средний Высокий
                   
Сумма балов 2-9                 18-19

Задание 6.3.

Изучение мотивов учебной деятельности студентов

Цель: провести качественный анализ мотивов учебной деятельности студентов.

Материалы и оборудование: тест «Изучение мотивов учебной деятельности студентов (А.А.Реан, В.А.Якунин)».

Методика проведения: студенты индивидуально работают с тестовой методикой (приложение 12).

Обработка и анализ результатов: для каждого студента проводится качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности. По всей выборке определяется частота выбора того или иного мотива.

Задание 6.4.

Диагностика мотивации учебной деятельности студентов (индивидуальное исследовательское задание)

Цель: исследовать мотивацию учебной деятельности студентов разных специальностей и курсов.

Материалы и оборудование: методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой).

Методика проведения: каждый студент получает задание провести исследование мотивации учебной деятельности студентов других групп, специальностей, курсов (приложение 13). Обработанные данные представляются на занятии и сравниваются между собой.

Обработка и анализ результатов: подсчитывается средний показатель по каждой шкале методики с помощью ключа.

Ключ

Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.

Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.

Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.

Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.

Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.

Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.

Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся понятия «потребность», «мотив», «мотивация»?

2. В какие группы объединяются мотивирующие факторы?

3. Что такое мотив? Какие существуют понимания мотива?

4. Какие функции выполняют мотивы?

5. Как характеризуются мотивы с динамической и содержательной стороны?

6. На основании каких показателей выделяются различные мотивационные образования?

Тема 7. САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Теоретическое введение

Самооценка – одна из значимых характеристик личности, подразумевающая оценку себя, своего положения в группе, своей деятельности и своего отношения к другим людям. От нее зависят активность человека и стремление к самосовершенствованию. Самооценка развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общественные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки повышается способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

Самооценка формируется на основе самопознания, которое совершается:

1) путем анализа результатов собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с результатами своих сверстников, с общепринятыми нормами;

2) путем самонаблюдения своих состояний, мыслей и чувств (по ходу и ретроспективно);

3) путем осознания отношения других людей к себе, их оценки отдельных качеств данной личности, ее поведения, деятельности. Сопоставляя эти оценки, особенно - оценки тех людей, которые входят в референтную для данного человека группу, с мнениями и суждениями которых он особенно считается, со своими собственными оценками, человек вырабатывает у себя адекватную самооценку.

При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения.

Заниженная самооценка проявляется в повышенной требовательности к себе, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимостью. Это побуждает сокращать контакты с окружающими людьми. Низкая самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку он воспринимает как временные и случайные. Многие проблемы кажутся неразрешимыми и их решение переносится в план воображения.

В связи с особой ранимостью настроение подвержено частым колебаниям, остро реагируют на критику, смех, порицания, более зависимы, чаще страдают от одиночества (65% людей с заниженной и 15% с завышенной самооценкой чувствуют себя одинокими).

Недооценка своей полезности снижает социальную активность, инициативность.

О низкой самооценке могут сигнализировать:

ü частые самокритичные высказывания;

ü негативные ожидания в ситуации соперничества;

ü критическое отношение к успехам других;

ü нежелание признать свою оплошность или вину;

ü склонность подчеркивать недостатки у других;

ü неспособность принять похвалу;

ü низкая мотивация, отказ от попыток добиться какого-либо успеха;

ü плохая социальная адаптация, застенчивость и повышенная чувствительность к критике.

Высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком высока, она может положительно влиять на самочувствие, т.к. порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае сам знает себе цену, мнение окружающих для него не имеет абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если уровень притязаний выше возможностей, душевное равновесие невозможно. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, превышающую его возможности. Нередко люди становятся несчастными из-за внушенного им в детстве преувеличенного представления о собственной значимости.

Адекватная самооценка – это самооценка, соответствующая ситуации. В случае успеха притязания повышаются, в случае неудачи – снижаются.

Самооценка человека неразрывно связана с уровнем притязаний.

Уровень притязаний – стремление личности на основе сформировавшейся в ее опыте оценки своих возможностей и благодаря результатам своей деятельности занять определенное место среди людей. Уровень притязаний свидетельствует о том, что человек ожидает от себя такой степени выполнения заданий определенной сложности, которая его удовлетворит. Уровень притязаний отражает степень требовательности человека к самому себе при выполнении конкретного задания и адаптации к своим достижениям. Расхождение между уровнем притязаний и его фактическим удовлетворением является основой для возникновения переживаний «успеха» или «неудачи», которые в значительной степени определят отношение человека к определенному виду деятельности в будущем.

Задание 7.1.

Определение типа самооценки

Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки и определение ее типа по методике С.А.Будасси.

Материалы и оборудование: список слов, характеризующих отдельные качества личности:

аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грусть, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Методика проведения: испытуемый внимательно просматривает список слов и составляет из них два ряда (от 10 до 20 слов в каждом). В первый ряд выписываются слова, которые, по мнению испытуемого, характеризуют положительные черты его субъективного идеала. Во второй ряд выписываются слова, характеризующие «антиидеал» (черты, которыми идеал не должен обладать ни в коем случае). Затем испытуемый должен выбрать из «положительного» (первый ряд) и «отрицательного» (второй ряд) множеств те черты, которыми он, по его мнению, обладает (поставить «+» возле соответствующей характеристики.

Обработка и анализ результатов: для каждого множества подсчитывается количество тех черт, которые выбрал испытуемый, и делится на общее количество слов в соответствующем эталонном ряду (К+ – коэффициент по положительному множеству, К – коэффициент по отрицательному множеству). Полученные коэффициенты сравниваются с «ключом»:

если К+ близок к единице (0,7, 0,8, 0,9), а К близок к нулю (0,1, 0,2, 0,3) – самооценка завышена;

если К+ близок к нулю (0,1, 0,2, 0,3), а К близок единице (0,7, 0,8, 0,9) – самооценка занижена;

если К+ и К близки к 0,5 (0,4, 0,5, 0,6) – самооценка адекватна.

Задание 7.2.

Исследование уровня притязаний по методике Ф.Хоппе

Цель: исследование уровня притязаний в условиях успеха и неуспеха на нейтральном для студентов материале.

Материалы и оборудование: два набора карточек с заданиями (приложение 14), на обороте которых находятся порядковые номера от 1 до 12 и от 1а до 12а, секундомер.

Методика проведения: один студент-доброволец выступает в качестве испытуемого. Перед ним раскладываются оба набора карточек в порядке возрастания номеров. Инструкция: «Перед Вами разложены два ряда карточек от 1 до 12 и от 1а до 12а. Каждая карточка содержит задание, сложность которого возрастает соответственно номеру карточки. Карточки с одинаковыми номерами имеют задания одинаковой сложности. Вы можете поочередно выбирать карточку с любым номером и давать ответ на задание в карточке. Время решения строго ограничено и фиксируется по секундомеру».

В процессе выполнения испытуемым заданий теста психолог, следя по секундомеру, может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время для выполнения задания и тем самым произвольно создавать ситуацию «успеха» или «неуспеха». В течение эксперимента испытуемый может сделать 4-5 выборов.

Обработка и анализ результатов: в протоколе фиксируется порядок выбора (№ карточек), а также эмоциональные и речевые реакции испытуемого. Выполненные задания отмечают знаком «+», невыполненные – знаком «–». Можно графически изобразить экспериментальные результаты, где «+» означает решенную задачу, «–» – нерешенную.

Протокол к заданию 7.2.

Задание (тема) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Дата_ _ _ _ _ _

Экспериментатор _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Испытуемый _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Фамилия, имя испытуемого Последовательность решения задач Поведение испытуемого
     

На основании анализа протоколов каждый студент самостоятельно делает выводы об особенностях уровня притязаний испытуемого.

Задание 7.3.

Определение интегральной самооценки личности по методике «Кто я есть в этом мире»

Цель: определение типа самооценки.

Материалы и оборудование: методика «Кто я есть в этом мире» (приложение 15).

Методика проведения: студенты заполняют бланки методики, следуя инструкции.

Обработка и анализ результатов: вычисляется общая сумма баллов по всем шкалам. В зависимости от полученной суммы показатель самооценки может быть таким:

ü Адекватная самооценка – около 40 баллов (±5).

ü Тенденция к завышению – 46–59 баллов.

ü Тенденция к занижению – 34– 21 балл.

ü Явно завышенная самооценка – 60–70 баллов.

ü Явно заниженная самооценка – 20–10 баллов.

Полученные результаты графически представляются в виде профиля самооценки, который анализируется и содержательно интерпретируется.

Задание 7.4.

Исследование уровня притязаний с помощью

моторной пробы Шварцландера

Цель: определение уровня притязаний путем сравнения его с уровнем достижений и вычисления величины целевого отклонения.

Материалы и оборудование: бланки, на которых изображено по четыре прямоугольника (приложение 16).

Методика проведения: задание выполняется в парах, один студент – испытуемый, другой – экспериментатор с последующей сменой ролей. Испытуемому предлагается поставить крестики (Х) в максимальном числе маленьких квадратов одного из прямоугольников, выполняя эту задачу за определенное время. Его просят назвать количество квадратов, которые он сможет заполнить за 10 с. Свой ответ испытуемый заносит в верхнюю большую ячейку первого прямоугольника (УП). После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество элементов и отмечает его в нижней большой ячейке первого прямоугольника (УД). Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы, на третьей время выполнения задания уменьшается до 8 с.

Обработка и анализ результатов: сопоставляется число графических элементов, намечаемое для исполнения, с реализуемым в каждой пробе. Средняя величина целевого отклонения (ЦО) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение УП и УД:

Полученные результаты сравниваются со стандартами целевого отклонения:

(5) и выше – нереалистично высокий уровень притязаний;

(3) – (4,99) – высокий уровень притязаний;

(1) – (2,99) – умеренный уровень притязаний (внутри нормальных границ);

(– 1,49) ­– (0,99) – низкий уровень притязаний;

– 1,5 и ниже – нереалистично низкий уровень притязаний.

Задание 7.5.

Экспресс-диагностика уровня самооценки

Цель: определить уровень самооценки.

Материалы и оборудование: опросник «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (приложение 17).

Методика проведения: студенты индивидуально заполняют опросник.

Обработка и анализ результатов: подсчитывается общий суммарный балл по всем утверждениям.

Уровни самооценки:

10 баллов и менее – завышенный уровень самооценки.

11 -29 баллов – средний, нормативный уровень реалистической оценки своих

возможностей.

Более 29 баллов – заниженный уровень.

Задание 7.6.

Индивидуальное задание (проект)

На основании данных, полученных при выполнении заданий 7.1 – 7.5, а также данных самонаблюдения, студенты составляют самохарактеристики с точки зрения самооценки и уровня притязаний по следующему плану:

1. Уровень самооценки.

2. Особенности уровня притязаний.

3. Особенности поведения.

4. Отношение к ошибкам (своим, чужим).

5. Активность, общительность, оптимизм.

Контрольные вопросы

1. Что такое самооценка?

2. Как формируется самооценка?

3. Каковы психологические характеристики человека с адекватной, завышенной или заниженной самооценкой?

4. Что такое уровень притязаний? Как связаны самооценка и уровень притязаний?

Тема 8. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Теоретическое введение

Индивидуально-психологические особенности человека – это такие его особенности, которые индивидуально варьируют и имеют психологическую природу. К ним относятся: темперамент, характер и способности.

Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента:

· общая активность;

· моторная сфера;

· свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, спокойным, пассивным, инициативным, активным, стремительным.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся: темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п.

От темперамента зависит:

- скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания);

- психический темп и ритм;

- интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли);

- направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (интроверсия/экстраверсия).

Физиологическую основу темперамента составляет тип высшей нервной деятельности. И.П.Павлов выделил три основных свойства нервной системы:

· сила – работоспособность нервной клетки и нервной системы в целом;

· уравновешенность – баланс процессов возбуждения и торможения;

· подвижность – скорость смены одного процесса другим.

Сочетание этих основных свойств образует четыре типа высшей нервной деятельности, соответствующие основным типам темперамента (рис.8.1).

О темпераменте человека можно судить по нескольким основным его свойствам:

1. Сензитивность или чувствительность – какая минимальная сила раздражителя вызывает психическую реакцию.

2. Реактивность – с какой силой человек реагирует на то или иное воздействие.

 
Тип ВНД
сильный
слабый (меланхолик)
уравновешенный
неуравновешенный (холерик)
подвижный (сангвиник)
инертный (флегматик)

     
 
 
 


Рис.8.1. Тип ВНД и темперамент

3. Активность – с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, его настойчивость, сосредоточенность и т.п.

4. Соотношение реактивности и активности – от чего в основном зависит деятельность: от случайных причин или от намеченных целей, стремлений, т.е. от сознательно определенной линии поведения.

5. Темп (скорость) психических реакций.

6. Пластичность – ригидность: насколько легко и быстро приспосабливается к внешним воздействиям.

7. Экстраверсия – интроверсия (ориентация на внешний или на внутренний мир).

8. Эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность (устойчивость или неустойчивость эмоциональной сферы).

В таблице 8.1 показано, как проявляются эти свойства темперамента у представителей различных типов.

Таблица 8.1

Проявление свойств темперамента в зависимости от его типа

Показатели Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик
сензитивность низкая низкая низкая высокая
реактивность высокая высокая низкая низкая
активность высокая высокая высокая низкая
соотношение активности и реактивности активность и реактивность примерно одинаковы реактивность выше активности активность выше реактивности реактивность выше активности
темп высокий высокий низкий низкий
пластичность –ригидность пластичность выше ригидности ригидность выше пластичности ригидность ригидность
экстраверсия –интроверсия экстраверт экстраверт интроверт интроверт
стабильность –нестабильность стабильный нестабильный стабильный нестабильный

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных психических свойств человека, которые выражают его отношение к действительности и проявляются в поведении и поступках.

Отношения личности определяют индивидуальное своеобразие свойств характера двояким образом:

- от отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера;

- от отношений зависит индивидуальное своеобразие способов и качеств действия в каждой типичной ситуации.

Способы и качества действий человека зависят не только от отношений личности, но и от особенностей воли, чувств, внимания и т.д., т.е. от индивидуальных особенностей психических процессов. Поэтому в зависимости от преобладающего влияния различных психических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характер. В характере заложена типичная для человека программа поведения в типичных обстоятельствах. Черты характера, таким образом, обладают определенной побуждающей силой, которая в наибольшей степени обнаруживает себя в стрессовых ситуациях, при необходимости осуществить выбор действия, преодолевая значительные трудности. Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя в тех или иных обстоятельствах.

По степени выраженности черт характера различают нормальные, акцентуированные и психопатологические характеры (психопатии). Акцентуации характера представляют собой крайний вариант нормального (непатологического) развития характера.

Акцентуация характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера, которое проявляется в избирательной уязвимости личности по отношению к определенным психическим влияниям при нормальной или даже повышенной устойчивости к другим влияниям.

Способности – это индивидуально-типологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Природными предпосылками развития способностей являются задатки. Задатки – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения.

Задатки многозначны, на основе одних и тех же задатков могут формироваться различные способности.

Виды способностей различают по их направленности или специализации:

· общие способности – такие индивидуальные свойства человека, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности (познавательные, мнемические и пр.);

· специальные – система свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности (музыкальные, педагогические, математические и пр.).

Высшую ступень развития способностей называют талантом.

Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-то сложную деятельность.

Задание 8.1.

Определение силы нервной системы при помощи теппинг-теста

Цель: определить свойства нервной системы по психомоторным показателям.

Материалы и оборудование: стандартные листы бумаги А4, разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных квадрата, секундомер, карандаши.

Методика проведения: студенческая группа делится на пары: испытуемый – экспериментатор, с последующей сменой ролей. Испытуемый получает инструкцию: «По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5 с) вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить от одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую) руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

Экспериментатор подает команду: «Начали!», а затем через каждые 5 с сигнал: «Перейти в другой квадрат». Задание последовательно выполняется для правой и левой рук.

Обработка и анализ результатов: подсчитывается количество поставленных точек в каждом квадрате для правой и левой рук, результаты заносятся в протокол. Затем строятся графики работоспособности отдельно для правой и левой рук. Для этого на оси абсцисс нужно отложить пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате. Сила нервной системы диагностируется при соотнесении полученного графика с типами динамики максимального темпа движений (рис.8.2). При анализе результатов сначала сопоставляют графики работоспособности левой и правой руки. В большинстве случаев они по характеру одинаковы. У правшей – работоспособность правой руки выше работоспособности левшей, а у левшей – на оборот.

Протокол к заданию 8.1.

Задание (тема) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Дата_ _ _ _ _ _

Экспериментатор _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Испытуемый _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

№ квадрата Промежуток времени работы (ВС) Количество проставленных точек
правой рукой правой рукой
1-й 0-5    
2-й 6-10    
3-й 11-15    
4-й 16-20    
5-й 21-25    
6-й 26-30    

Рис. 8.2. Графики: а – выпуклого типа; б – ровного типа; в – нисходящего типа; г – промежуточного и вогнутого типов. Горизонтальная линия – линия,отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 секунд

1. График работоспосо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: