Рассматривая архитектуру ЭВМ, вычислительных систем, суперкомпьютеров и информационно-вычислительных сетей с общих позиций и абстрагируясь от деталей, можно воспользоваться следующей схемой.
Здесь используется принципы классификации Скилликорна, построенной на следующих элементах-объектах:
• процессор команд (IP — Instruction Processor) — функциональное устройство, работающее как
интерпретатор команд; в системе, вообще говоря, может отсутствовать;
• процессор данных (DP — Data Processor) — функциональное устройство, работающее как
преобразователь данных, в соответствии с арифметическими операциями;
• иерархия памяти (IM — Instruction Memory, DM — Data Memory) — запоминающее
устройство, в котором хранятся данные и команды, пересылаемые между процессорами;
• переключатель — абстрактное устройство, обеспечивающее связь между процессорами и
памятью.
Таким образом, имеются:
• процессоры и блоки памяти — информационно-вычислительная среда;
• средства коммутации и коммуникации — коммуникационно-коммутационная среда.
Все эти компоненты присутствуют как в ЭВМ, так и в вычислительных сетях и системах (суперЭВМ).