Содержание и порядок реализации конституционной свободы совести и вероисповеданий

Выделяют следующие элементы свободы совести:

) право исповедовать любую религию;

) право совершения религиозных обрядов;

) право менять религию;

) право не исповедовать никакой религии;

) право пропаганды религии;

) право вести атеистическую пропаганду;

) право на религиозную благотворительную деятельность;

) право на религиозное образование;

) право на религиозную культурно-просветительскую деятельность;

) равенство перед законом всех граждан, независимо от их отношения к религии.

В содержании свободы совести десять элементов:

а) право граждан исповедовать любую религию;

б) право не исповедовать и не признавать никакой религии;

в) право свободно проводить атеистическую пропаганду, не допуская оскорбления религиозных чувств верующих;

г) равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности;

д) равенство всех религий перед законом;

е) свободное отправление религиозных культов, поскольку оно не нарушает общественного порядка и не сопровождается посягательством на личность, честь и достоинство граждан;

ж) недопустимость административного принуждения в отношении исповедания или неисповедания религии;

з) недопустимость культивирования вражды или ненависти в связи с религиозными верованиями;

и) невмешательство государства в дела религии и невмешательство церкви и религиозных организаций в дела государства на основе полного отделения церкви от государства;

к) светский характер всей государственной системы народного образования на основе полного отделения школы от церкви.

Такой набор указанных элементов для определения понятия свободы совести является довольно широким, указанный автор не делает различия между конкретными элементами понятия и базовыми принципами свободы совести.

Принимая во внимание многогранный характер понятия "свобода совести и вероисповедания", некоторые правоведы рассматривают содержание этого института комплексно, как в философском, общесоциальном, так и в юридическом смысле, выделяя несколько его аспектов. Так, по мнению С.Ю. Симорот (кандидат юридических наук), юридическое содержание свободы совести состоит из следующих элементов.

. Право на определение своего отношения к вопросам свободы совести. Это емкое правомочие включает в свой состав право иметь, выбирать и менять, исповедовать (или не исповедовать) религиозные или иные убеждения, в т. ч. право на внецерковную религиозность, право на религиозное,

научно-материалистическое или иное мировоззрение, индифферентное отношение к религии и свободомыслию.

. Право действовать в соответствии со своими убеждениями, включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов, убеждений, пропагандировать их, а также свободно отправлять культы, совершать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими. Однако обеспечиваются данные права постольку, поскольку

не нарушают общественного порядка и безопасности, нравственного здоровья граждан, не оскорбляют чувств граждан в связи с их отношением к религии.

. Право на тайну своих религиозных или иных убеждений. Данное положение отражено в п.5 ст.3 Закона, который определяет, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии.

. Право на нейтральное отношение со стороны государства к законным формам проявления свободы совести. В указанном Законе этот элемент свободы совести проявляется в запрете должностным лицам государственной власти, государственных органов, органов местного

самоуправления использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии, запрете сопровождать деятельность органов власти публичными религиозными обрядами и церемониями.

. Терпимость к инакомыслящим и инаковерующим.

Считаем, что помимо указанных элементов, следует также выделить право на взаимное сотрудничество государства и религиозных объединений всех конфессий в поиске оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений.

"свобода совести", выделяет три основные составляющие:

а) право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;

б) право отправлять религиозные культы;

в) право вести атеистическую пропаганду, что среди ученых нет единого подхода к содержанию понятия "право на свободу совести и вероисповедание". Наиболее существенные недостатки заключаются в том, что, во-первых, многие неоправданно сужают понятие до отправления религиозных культов, во-вторых, некоторые из перечисляемых элементов права относится к его реализации, а не к нему самому, в-третьих, в ряде точек зрения допускаются повторы, например, в качестве первого элемента права на свободу вероисповедания называют право исповедовать любую религию, что означает не что иное, как свободу вероисповедания и является, по существу, элементом свободы совести.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: