Корреляции внутренних преград с личностными факторами Р.Кэттэлла

Дополнительную информацию о содержании выделенных внутренних преград – интегральных качеств личности – можно получить путем коррелирования выделенных в эксперименте факторов с уже известными и хорошо описанными в психологии личностными чертами. Последнему условию удовлетворяют выделенные Р.Кэттэллом личностные черты [160]. Можно не соглашаться с Р.Кэттэллом в том, что личность сводится к набору независимо действующих, автономных черт, так же как можно не соглашаться с теми или иными конкретными представлениями о природе личностных черт, однако после более чем тридцатилетних исследований Р.Кэттэлла и его многочисленных последователей трудно оспаривать само существование обнаруженных им черт.

Для сопоставления внутренних преград с личностными чертами были рассчитаны корреляции между факторными значениями, полученными 74 испытуемыми-женщинами по 10 факторам Шкал внутренних преград с оценками тех же испытуемых (выраженных в стенах) по 15 личностным факторам Кэттэлла (Шкала интеллекта не использовалась). Применялась форма А опросника 16 PF Кэттэлла.

На основании уже проведенного анализа можно было выдвинуть ряд гипотез о том, какие корреляции должны были бы быть обнаружены, если наша интерпретация факторов правильна.

Первый фактор женской выборки – "совесть" – и третий фактор женской выборки – "ожидание негативных санкций" могут быть сопоставлены с фактором G Кэттэлла (чувство долга, сила супер-эго). По мнению Кэттэлла и его соавторов, этот фактор отражает соответствие человека 10 христианским заповедям. Однако исследования самого же Кэттэлла показывают, что люди, глубоко заинтересованные в обществе и выражающие гуманистические идеалы, могут иметь низкие значения по этому фактору. Также низкие значения могут быть получены у людей, занявших, по словам Кэттэлла, позу юношеского возмущения окружающим и отрицающих простые моральные принципы, которых они в действительности придерживаются. Анализ содержания пунктов опросника по шкале G позволяет понять, почему так происходит. Так, например, форма А опросника 16 PF содержит такие утверждения (соответствующие высокому значению фактора G): "Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, они вызывают у меня неприязнь и отвращение", "Я не считаю, что личная свобода в поведении важнее хороших манер и соблюдения правил этикета", неверно, что "Люди иногда считают меня легкомысленным, хотя и видят во мне приятного человека", "Меня очень раздражает вид неубранной квартиры", неверно, что "Порой я пренебрегаю добрыми советами людей, хотя и знаю, что не должен этого делать", "Принимая решение, я считаю себя обязанным учитывать основные нормы поведения, что такое хорошо и что такое плохо". Как явствует из содержания утверждений, в факторе G речь идет о соблюдении социальных норм, одинаково распространяющихся и на самого субъекта, и на окружающих. Эти нормы, будучи интериоризованными, составляют основу правил поведения, соответствующую простейшим формам общественной морали, тому, что в обыденном языке называется правилами приличия. Совесть же связана с наиболее сложной и развитой формой морали, она включает в себя человеческие идеалы (а не только запреты) и направлена на самого субъекта. Моралиста раздражает вид неопрятного человека и неубранной квартиры, совестливый человек не испытывает подобных чувств в данной ситуации. Моралист, принимая решения, учитывает основные нормы поведения, т.е. оценивает поступок с точки зрения того, как это выглядит для других людей. Совестливый человек принимает в расчет прежде всего внутреннюю, нравственную основу поступка и ориентируется на согласие со своей совестью, даже если внешняя, социальная оценка поступка будет негативной. Следуя этой логике, можно предполагать, что кэттэлловский фактор G будет коррелировать не с фактором "совесть", а с фактором "ожидание негативных санкций".

Этот факт и был получен: корреляция "совести" и G практически отсутствует (0,08), корреляция ожидания негативных семейных санкций и G-значимая, хотя и не велика (0,278 р>0,05).

Мы не будем обсуждать подробно все полученные корреляции; часть из них может носить артефактный характер, так как в силу отсутствия отечественных факторных исследований опросника 16 PF использовался простой перевод американского оригинала. Укажем лишь на те корреляции, которые подтверждают нашу интерпретацию факторов Шкал внутренних преград.

Слабоволие отрицательно коррелирует с фактором С (эго-силой) (-0,41), доминированием (-0,26), положительно с фактором 0 (тревожностью) (0,23). Отметим, что согласно Кэттэллу, С связан с эмоциональной дезорганизацией, уклонением от ответственности. Боязливость положительно коррелирует с фактором I (мягкосердечием) (-0,23). В описании Кэттэлла люди, характерные I+ – чувствительны, зависимы, сверхосторожны, беспокоятся о состоянии своего здоровья. С этим же фактором I коррелирует и "ожидание негативных семейных санкций". Отметим, что небольшие величины корреляции факторов опросника 16 PF и факторов Шкал внутренних преград положительно характеризуют последние, поскольку это означает, что содержание вновь выделенных факторов не сводится к уже существующим описаниям факторов опросника 16 PF.

Идеальное, социально-желательное и реальное "Я"

Мы не будем останавливаться подробно па сопоставлении результатов оценки внутренних преград по трем инструкциям, ориентирующим на ответы с точки зрения собственно идеала, социальной желательности и реального переживания трудности (данные по 40 испытуемым). Отметим лишь основной факт: при переходе от оценки трудности ситуаций, как они реально переживаются, к их трудности, которая должна бы быть у человека, с точки зрения общества (социальная желательность), и затем к такой трудности этих ситуаций, которой они должны бы обладать, если бы субъект достиг идеала самого себя, размерность факторного пространства уменьшается. Так, при основной инструкции выделились семь, при инструкции на социальную желательность – шесть и при инструкции оценить в соответствии с "идеалом-Я" – четыре фактора.

При инструкции на идеальное "Я" "совесть" слилась с "ожиданием негативных санкций" и "ожиданием семейных санкций" (I фактор, 35%). Выделились также факторы "слабоволие" (II фактор, 29%), "гордость" (III фактор, 17%), "потребность в благополучии" (IV фактор, 13%).

Идеал, таким образом, оказывается семантически беднее, чем реально действующая структура внутренних преград.

Этот результат также свидетельствует о том, что выделенная структура внутренних преград отражает не идеализированные представления испытуемых о самих себе, но те реальные образования в их личностях, которые определяют конфликтные смыслы поступков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: