Изречения. Достоевский Ф.М.: «Но чужая душа потемки, и русская душа потемки; для многих потемки»

Достоевский Ф.М.: «Но чужая душа потемки, и русская душа потемки; для многих потемки».

Фрейд З.: «Русская душа отважилась сделать вывод, что грех — необходимая ступенька к наслаждению всем блаженством божест­венной милости, то есть в принципе богоугодное дело».

«Кто же попеременно то грешит, то, раскаиваясь, ставит себе высокие нравственные цели, — того легко упрекнуть в том, что он слишком удобно для себя строит свою жизнь. <...> Этим он напоминает варваров эпохи переселения народов, варваров, уби­вавших и затем каявшихся в этом, — так что покаяние станови­лось техническим примером, расчищавшим путь к новым убий­ствам. Так же поступил Иван Грозный; сделка с совестью - ха­рактерная русская черта».

Манн Т.: «Свобода — это свобода грешить».

Достоевский Ф.М.: «Нет ничего обольстительнее для челове­ка как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее».

Бердяев Н.А.: «Свобода есть главный источник трагизма жиз­ни... Этот трагизм свободы должен быть принят человеком. Он не имеет права облегчать себя. Легкого решения проблемы сво­боды не существует».

Контрольные вопросы

1. В чем состояли первоначальные представления Фрейда о русском характере?

2. Каково психоаналитическое видение русской души?

3. Что представляют собой грех и покаяние?

4. Является ли сделка с совестью характерной чертой русско­го человека?

5. Что можно сказать о русском характере?

Литература

1. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. – М., 1999.

2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Собр. соч.: В 15 т. — Л., 1991. - Т. 9, 10.

3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — Архангельск, 1985.

4. Лейбин В.М. Эдипов комплекс и российская ментальность — М., 1997.

5. Манн Т. Доктор Фауст. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом. — М., 1959.

6. Фрейд З. Будущность одной иллюзии // Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. — М., 1989.

7. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Фрейд З. Художник и фантазирование. — М., 1995.

Тема 7 Проблема бессознательного в Русской мысли

Стереотипы в истории науки. Западноевропейская ориента­ция на проблему бессознательного. Психоаналитические догмы. Переосмысление истории развития идей о бессознательном.

А.И. Радищев о «чувственном» и «разумном» опыте. Идея бес­сознательной деятельности человека в русской философской и ес­тественнонаучной мысли XVIII в.

Проблема бессознательного в работах П.Л. Лаврова. По­нятие идеализации. Роль бессознательного в художественном творчестве.

К.Д. Ушинский о внесознательных душевных явлениях. Проблема забывания. Педагогическая антропология.

Проблематика бессознательного в трудах К.Д. Кавелина и И.И. Сеченова. Картезианский тезис о тождестве психического и сознательного.

Представления о бессознательном в трудахН.Я. Грота и В.Х. Кандинского, М.И. Владиславлева и М.М. Троицкого.

С.Н. Трубецкой о значении бессознательного в душевной жизни человека. Обсуждение проблематики бессознательно­го в журнале «Вопросы философии и психологии» на рубеже XIX-XX вв.

И.Ф. Федоров о человеке как «бессознательном произведе­нии» разнообразных пороков. Зло как проявление бессознатель­ного. Благо как переход к разумности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: