Цвейг С.: «Достоевский — психолог из психологов. Его магически привлекает глубина человеческого сердца; бессознательное, предсознательное, непроницаемое — вот его истинный мир. <...> Достоевский глубже проник в преисподнюю подсознательного, чем врачи, юристы, криминалисты и психопатологи».
Ермаков И.Д.: «О многих писателя уже было сказано, что они являются предтечами психоаналитических открытий, однако к Достоевскому это относится в особой степени».
Достоевский Ф.М.: «Сны, кажется, стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце, а, между тем, какие хитрейшие вещи проделывает иногда мой рассудок во сне».
«Проклятый сон! Клянусь, что до этого мерзостного сна не было в моем уме даже хоть чего-нибудь похожего на эту позорную мысль! Даже невольной какой-нибудь в этом роде мечты не было. Откудова же все это явилось совсем готовое? Это оттого, что во мне была душа паука! Это значит, что все уже давно зародилось и лежало в развратном сердце моем, в желании моем лежало, но сердце еще стыдилось наяву, а ум не смел еще представить что-нибудь подобное сознательно».
|
|
Панкеев С.: «В "Братьях Карамазовых" Достоевский обращается к патрициду, то есть, к Эдипову комплексу. В его произведениях присутствуют также и сновидения. Я помню, как на одном из наших психоаналитических сеансов Фрейд сделал психоаналитическую интерпретацию сна Раскольникова».
Фрейд З.: «Очевидная связь между отцеубийством в "Братьях Карамазовых" и судьбой отца Достоевского бросалась в глаза не одному биографу Достоевского и послужила им указанием на «известное современное психологическое направление». Психоанализ, так как подразумевается именно он, склонен видеть в этом событии тягчайшую травму — и в реакции Достоевского на это — ключевой пункт его невроза».
Попов П.С.: «Заслуга Фрейда состоит в обнаружении того, что при вскрытии жизни личности нельзя обойтись без бессознательного. Это самоважнейший ингредиент психики: без него ничего не поймешь в душевной стихии. Умением ориентироваться в этих подспудных, подпольных силах психического бытия и отличался Достоевский».
Ширвиндт М.Л.: «Фрейда можно с полным правом назвать Достоевским современной психологии».
Контрольные вопросы
1. Когда Фрейд обратился к литературному наследию Достоевского?
2. Что привлекло основателя психоанализа в творчестве Достоевского?
3. Каковы сходства и различия в мировоззренческой позиции Достоевского и Фрейда?
4. В чем состоит психоаналитический подход к жизни и творчеству Достоевского?
5. Как и в какой степени литературное наследие Достоевского оказало влияние на развитие психоаналитических идей?
|
|
Литература
1. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. — Собр. соч.: В 15 т. — Л., 1991. - Т. 9, 10.
2. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — Архангельск, 1985.
3. Ермаков И.Д. Психоанализ у Достоевского // Российский психоаналитический вестник. — 1994. — № 3-4.
4. Карякин Ю. Достоевский в канун XX века. — М., 1989.
5. Лейбин В.М. Фрейд и Достоевский // Психоаналитический вестник. - 1996. -№5.
6. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Фрейд З. Художник и фантазирование. — М., 1995.
7. Человек-волк и Зигмунд Фрейд. — Киев, 1996.
Тема 6 Взгляды Фрейда на русский характер
Первоначальные представления Фрейда о русском характере. Опосредованное знакомство со спецификой русских врачей и пациентов. Неспособность к кропотливой работе. Склонность к утопическому мышлению.
Психоаналитическое постижение русского характера. Сделка с совестью как характерная черта русского человека. Архаическая природа русской души.
Преступление и раскаяние. Покаяние как освобождение души от угрызений совести и путь к новым убийствам.
Противоречивость самосознания. Саморазоблачение и самооправдание. Иллюзии и самообман.
Грех как необходимая ступень к наслаждению жизнью. Греховность и сделка с совестью.
Раздвоенность внутреннего мира персонажей романов Достоевского. Сомнения Раскольникова. Право на убийство и осознание греховности вседозволенности.
«Братья Карамазовы» Достоевского и «Доктор Фауст» Т. Манна. Искушение чертом. Иван Карамазов и Адриан Леверкюн.
Сделка с совестью и свобода грешить. Гордость и смирение. Общие характеристики человеческого существа и специфические черты русского характера.