Изречения. Цвейг С.: «Достоевский — психолог из психологов

Цвейг С.: «Достоевский — психолог из психологов. Его маги­чески привлекает глубина человеческого сердца; бессознатель­ное, предсознательное, непроницаемое — вот его истинный мир. <...> Достоевский глубже проник в преисподнюю подсознатель­ного, чем врачи, юристы, криминалисты и психопатологи».

Ермаков И.Д.: «О многих писателя уже было сказано, что они являются предтечами психоаналитических открытий, од­нако к Достоевскому это относится в особой степени».

Достоевский Ф.М.: «Сны, кажется, стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце, а, между тем, какие хитрейшие вещи проделывает иногда мой рассудок во сне».

«Проклятый сон! Клянусь, что до этого мерзостного сна не было в моем уме даже хоть чего-нибудь похожего на эту позор­ную мысль! Даже невольной какой-нибудь в этом роде мечты не было. Откудова же все это явилось совсем готовое? Это оттого, что во мне была душа паука! Это значит, что все уже давно за­родилось и лежало в развратном сердце моем, в желании моем лежало, но сердце еще стыдилось наяву, а ум не смел еще пред­ставить что-нибудь подобное сознательно».

Панкеев С.: «В "Братьях Карамазовых" Достоевский обра­щается к патрициду, то есть, к Эдипову комплексу. В его про­изведениях присутствуют также и сновидения. Я помню, как на одном из наших психоаналитических сеансов Фрейд сделал психоаналитическую интерпретацию сна Раскольникова».

Фрейд З.: «Очевидная связь между отцеубийством в "Брать­ях Карамазовых" и судьбой отца Достоевского бросалась в гла­за не одному биографу Достоевского и послужила им указани­ем на «известное современное психологическое направление». Психоанализ, так как подразумевается именно он, склонен ви­деть в этом событии тягчайшую травму — и в реакции Досто­евского на это — ключевой пункт его невроза».

Попов П.С.: «Заслуга Фрейда состоит в обнаружении того, что при вскрытии жизни личности нельзя обойтись без бессоз­нательного. Это самоважнейший ингредиент психики: без него ничего не поймешь в душевной стихии. Умением ориентирова­ться в этих подспудных, подпольных силах психического бы­тия и отличался Достоевский».

Ширвиндт М.Л.: «Фрейда можно с полным правом назвать Достоевским современной психологии».

Контрольные вопросы

1. Когда Фрейд обратился к литературному наследию Досто­евского?

2. Что привлекло основателя психоанализа в творчестве До­стоевского?

3. Каковы сходства и различия в мировоззренческой пози­ции Достоевского и Фрейда?

4. В чем состоит психоаналитический подход к жизни и твор­честву Достоевского?

5. Как и в какой степени литературное наследие Достоевско­го оказало влияние на развитие психоаналитических идей?

Литература

1. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. — Собр. соч.: В 15 т. — Л., 1991. - Т. 9, 10.

2. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. — Архангельск, 1985.

3. Ермаков И.Д. Психоанализ у Достоевского // Российский психо­аналитический вестник. — 1994. — № 3-4.

4. Карякин Ю. Достоевский в канун XX века. — М., 1989.

5. Лейбин В.М. Фрейд и Достоевский // Психоаналитический вест­ник. - 1996. -№5.

6. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // Фрейд З. Художник и фантазирование. — М., 1995.

7. Человек-волк и Зигмунд Фрейд. — Киев, 1996.

Тема 6 Взгляды Фрейда на русский характер

Первоначальные представления Фрейда о русском характере. Опосредованное знакомство со спецификой русских врачей и пациентов. Неспособность к кропотливой работе. Склонность к утопическому мышлению.

Психоаналитическое постижение русского характера. Сделка с совестью как характерная черта русского человека. Архаиче­ская природа русской души.

Преступление и раскаяние. Покаяние как освобождение души от угрызений совести и путь к новым убийствам.

Противоречивость самосознания. Саморазоблачение и само­оправдание. Иллюзии и самообман.

Грех как необходимая ступень к наслаждению жизнью. Гре­ховность и сделка с совестью.

Раздвоенность внутреннего мира персонажей романов Досто­евского. Сомнения Раскольникова. Право на убийство и осозна­ние греховности вседозволенности.

«Братья Карамазовы» Достоевского и «Доктор Фауст» Т. Ман­на. Искушение чертом. Иван Карамазов и Адриан Леверкюн.

Сделка с совестью и свобода грешить. Гордость и смирение. Общие характеристики человеческого существа и специфиче­ские черты русского характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: