double arrow

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ НЕВРОЗОВ: ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД


Концепция психоанализа, ставшая одним из самых примечательных событийXX века и повлиявшая на медицину, психологию, философию и культурологию,была изначально ориентирована на объяснение природы неврозов. Это былапервая систематическая научная попытка построить целостную системупредставлений о природе неврозов. Со временем этот подход претерпевалразвитие и менялся в деталях, порой весьма существенных, но основнойстержень концепции оставался неизменным. В основе этой концепции лежит представление, что поведение человекадиктуется взаимодействием осознанных и неосознанных мотивов, вытекающих изосновополагающих потребностей. Осознаваемые мотивы тесно связаны стребованиями социальной среды и определяются этими требованиями, которыеотражают интересы не отдельного индивида, а всего общества в целом и вопределенном смысле являются как бы внешними по отношению к глубиннымпотребностям человека. Эти последние носят эгоистический характер, и ихбесконтрольное удовлетворение привело бы к нарушению социальных норм иконфликту с другими членами общества, поставило бы под угрозу общественнуюмораль и нравственность. Поэтому осознанное поведение человекаопределяется в основном мотивами, навязанными ему обществом, анеприемлемые для социума (и соответственно для индивидуального сознания)мотивы подвергаются вытеснению из сознания. Что такое вытеснение? Мы уже писали об этом первой главе, но, как говорил Шоу, то, что всемизвестно, никогда не мешает повторить еще раз. Вытеснение - это удалениемотивов из сознания. При этом вытесненные мотивы не могут быть реализованы(удовлетворены) в целенаправленном осознанном поведении, но в то же времяони сохраняются в нашем бессознательном и нисколько не уменьшаются в своейинтенсивности. Они бурлят под крышкой сознания, как кипящая вода взакрытом котле, постоянно угрожая взрывом, и становятся источникомразличных невротических симптомов. Так, классический психоанализ рассматривал истерические конверсионныесимптомы (такие, как истерический паралич конечностей, истерическуюслепоту и глухоту, истерическое нарушение глотания, истерическиерасстройства чувствительности) как символические выражения вытесненныхмотивов и неосознанных конфликтов. А не имеющая ясной причины "свободноплавающая" тревога понималась как отражение на уровне ощущений тогоэмоционального напряжения, которое должно вызывать постоянное кипениенеудовлетворенных и неосознанных страстей. Поскольку мотивы неосознаны,человеку непонятен источник его беспокойства, но беспокойство от этогостановится только сильнее. Однако уже здесь проявились противоречия и недоговоренностиклассического, фрейдовского психоанализа. Так, если истерические симптомыэто символическое выражение вытесненных мотивов, то что при этомпроисходит с самими мотивами? Остаются ли они вытесненными? Если это так,то истерическая симптоматика должна сочетаться со свободно плавающейтревогой. Но клинические наблюдения этого не подтверждают: чем ярчеистерические симптомы, тем меньше свободная тревога. Повидимому, смутноощущая беспокойство от этого противоречия и будучи не в состоянииотказаться от идеи о вытеснении как основе истерической конверсии, З.Фрейд в последующих работах утверждал, что вытеснение это защита оттревоги. Но как быть в таком случае с первым утверждением (неоднократноподтвержденным клинически) что вытеснение тревогу вызывает? И откуда, еслине от вытеснения, вообще берется неопределенная тревога? Последующее развитие психодинамическои концепции помогло этипротиворечия устранить. Несколько лет назад я предпринял попыткуобъединить различные подходы в рамках внутренне непротиворечивого единогопредставления. Вытеснение, как и все остальные нормальные механизмызащиты, призвано защищать человека не от тревоги, а от распада целостногоповедения и интегрированного сознания. Без этих механизмов поведениедиктовалось бы одновременно противоположно направленными мотивами ираспалось бы. Защищается механизмами защиты прежде всего целостный Образ"Я", интегрирующий поведение и сознание. Представление об образе Яинтенсивно разрабатывалось в психологии на протяжении последнихдесятилетий профессорами Эриксоном, Когутом и другими представителями"психологии личности". В соответствии с этими представлениями, социальныенормы не являются как бы навязанными личности извне, а естественно входятв структуру личности в качестве внутренних потребностей, участвуют вформировании образа "Я", и более того, в этом качестве социальных мотивовсерьезно трансформируют характер и даже само функционирование первичныхбиологических потребностей. Человеческая психика - это не слоеный пирог,где над слоем первичных потребностей (инстинкта самосохранения иразмножения) надстраивается, не смешиваясь с ним, слой социальныхпотребностей в признании, понимании, доминировании и любви, а еще вышерасполагается слой идеальных потребностей в познании, творчестве игармонизации мира. Абсурдно представлять себе, что под тонким слоемдуховности творца комфортно располагаются агрессивность и всеядностькрокодила в их первозданной примитивности. Все компоненты психики взаимновлияют друг на друга. После формирования потребностей более высокого рангаи первичные потребности не остаются в их исходном состоянии. Инстинктсамосохранения у человека с развитой потребностью в самоуважении не такойже, как до формирования этой потребности, его уже нельзя рассматривать вотрыве от образа "Я". Именно поэтому человек с развитым образом "Я" скорееготов погибнуть, чем убить ребенка, и может голодать, но не пойдет красть.Настоящие внутренние конфликты это не конфликты между эгоистическими,первичными побуждениями и навязанными извне социальными нормами, а гораздоболее глубокие, в которых усвоенные с детства и присвоенные личностью врезультате долгого и мучительного становления социальные потребностиявляются не менее "эгоистическими", не в меньшей степени определяющимиобраз "Я", личность, чем любые другие эгоистические потребности. Потому иконфликт носит глубокий и затяжной характер, и вытеснение, сохраняяцелостность поведения, действительно вызывает тревогу. Что же касается истерических симптомов, то их следует понимать какневербальное поведение, в котором вытесненные мотивы находят несимволическое выражение, а разрешение, реализацию точно так же, какосознаваемые мотивы находят разрешение в целенаправленном поведении.Основное условие при этом сохранено - человек по-прежнему ничего не знаето своих неприемлемых мотивах, о причинах и механизмах своего истерическогоповедения, поскольку это поведение невербальное, подчиненное правомуполушарию, бессознательное (отнюдь не случайно 9/10 всех истерическихпараличей и нарушений чувствительности носят левосторонний характер, т.е.захватывают левую половину тела, контролируемую правым полушарием). Но темне менее это своеобразный способ невербального решения конфликта вповедении (например, при истерическом параличе больной не может делать то,чего бессознательно делать не хочет, а при истерической слепоте он невидит того, что ему неприятно и провоцирует чувство вины или стыда). Ипока есть симптом, пока конфликт решен (хотя, разумеется, не окончательнои не лучшим способом), нет тревоги, ибо нет и вытеснения. Неосознаниеконфликта осуществляется здесь не за счет вытеснения, а за счет отщепленияневербального поведения от всего остального поведения, регулируемогосознанием. Разумеется, если человека насильственно лишают истерическогосимптома, вытеснение вступает в свои права и возникает тревога со всеми еепризнаками и следствиями. Это неоднократно подтверждено экспериментально.Так, однажды В. П. Райков рассказал мне следующую историю. Муж привел кнему свою жену, страдавшую от невозможности проглотить пищу. Она давиласьво время еды и кусок, что называется, не лез в горло. Райков быстроубедился, что это истерическое нарушение глотания, и в глубоком гипнозесумел устранить этот симптом. Но через пару недель муж пришел к нему опятьс необычной просьбой. "Доктор, сказал он, нельзя ли сделать так, чтобы онаопять не глотала? Пока она не глотала, проблема была только с едой, а востальном все было спокойно. А теперь она ест, но целый день в оченьбеспокойном состоянии, плачет, плохо спит, терзает всю семью и вообщеместа себе не находит". Свободно плавающая тревога действительно вызывает все эти симптомы исубъективно очень тяжело переносится. Человеку трудно приспособиться ктому, что его эмоциональное напряжение не имеет никакой видимой причины, исоответственно совершенно непонятно, что делать для его устранения. Втакой неопределенной ситуации долго пребывать невозможно, и человекнеосознанно ищет, к чему можно было бы "привязать" эту "свободноплавающую" тревогу. Вот здесь и приходят на выручку невротическиемеханизмы защиты и предоставляют человеку возможность псевдообъяснения егосостояния. Именно невротические механизмы защиты, а не вытеснение,помогают устранить тревогу. Человек внезапно осознаЈт, что вдействительности его беспокоит состояние его здоровья, неприятные ощущениясо стороны внутренних органов. Для этих неприятных ощущений есть дажеопределенная база: тревога сама по себе вызывает колебания пульса идавления, меняет перистальтику кишечника, учащает дыхание. Все этовыражено в умеренных пределах и носит функциональный, обратимый характер,но этих изменении достаточно для возникновения первичных соматическихощущений. Человек сосредотачивается на них, ему начинает казаться, что онтяжело болен, что именно это причина его беспокойств и первооснова всехего эмоциональных проблем. Появляется реальная цель деятельности, он ходитот врача к врачу, проходит обследования, следит за своими ощущениями, ищетлекарства, не удовлетворяется уверениями, что ничего серьезного нет.Тревога сменяется ипохондрическим неврозом. Другой вариант - возникновение необоснованных страхов (фобий).Человек боится закрытых или открытых пространств (кому как повезет),боится умереть во сне или заболеть от инфекции, переданной черезрукопожатие. Невозможно перечислить все возможные объекты такого страха,важно, что в каждом случае предпринимаются героические усилия, чтобыизбежать ситуаций, которые эти страхи провоцируют. Появляется реальнаяцель в жизни и ее смысл (извращенный, разумеется). Тревога исчезает,развивается фобический невроз с вполне конкретными, хотя и нелепымистрахами. И любое переубеждение бесполезно, ибо в основе страхов лежитвызванная вытеснением невыносимая неопределенная тревога. Как можно объяснить невроз с более широких психобиологическихпозиций? Давайте применим и здесь концепцию поисковой активности. Чтотакое вытеснение? Это отказ от попытки реализовать неприемлемый мотив вповедении и одновременно отказ от попытки интегрировать этот мотив сдругими, приемлемыми для личности. В сущности, это чисто человеческаяформа отказа от поиска, вариант пассивно-оборонительного поведения. Уздоровых людей такая реакция тоже бывает сплошь и рядом, но на помощь тутже приходят сновидения, в которых преодолевается отказ от поиска,восстанавливается поисковая активность и ослабляется феномен вытеснения.Это уже не только теория: блестящие эксперименты моего коллеги и друга,профессора Рамона Гринберга и его сотрудников из Гарвардскогоуниверситета, подтвердили, что у лиц с высокой силой "Я", т.е. не склонныхк дезинтеграции поведения, лишение быстрого сна и сновидений усиливаетзащиту по типу вытеснения. Они поставили очень красивый эксперимент сиспользованием так называемого "феномена Зейгарник". Б. В. Зейгарник, крупный ученый из Москвы, в юности училась увыдающегося немецкого психолога Курта Левина и поставила там следующийэксперимент. Испытуемым давалась серия задач, и некоторые из них им непозволяли решить до конца. Когда спустя длительное время их просилиприпомнить содержание всех предложенных задач, выяснилось, что лучше всегозапоминаются условия тех задач, которые не удалось решить до конца.Вероятно, связанное с неудачей эмоциональное напряжение позволяетздоровому человеку запомнить именно эти задачи. Думаю, это важныймеханизм, позволяющий человеку извлекать урок из прошлого опыта неудач ипоражения. Но оказалось, что это возможно только тогда, когда хорошоработают компенсаторные механизмы защиты и быстрый сон. Потому что прилишении быстрого сна испытуемые Р. Гринберга забывали как раз нерешенныезадачи, т.е. усиливался механизм вытеснения. У больных неврозом система быстрого сна и сновидений оказываетсянеполноценной (мы уже писали об этом), реакция отказа от поиска(вытеснение) не компенсируется, появляется свободно плавающая тревога и наее базе другие невротические расстройства. Развитие же ипохондрического,фобического и других форм невроза можно рассматривать как проявлениенеправильно ориентированного поиска. Эта идея находит подтверждение врезультатах наших исследований: мы обнаружили, что чем выраженнейипохондрические расстройства, тем меньше объективные проявленияпсихосоматоза (например, тем меньше размер язвы двенадцатиперстной кишки).Ипохондрия, характеризуясь поисковым поведением, как бы защищает человекаот катастрофического развития психосоматоза, разумеется, если он способенна ипохондрическое поведение. Концепция поисковой активности позволяет связать психодинамическуюконцепцию неврозов с современными представлениями о биологии мозга. Еще З.Фрейд настаивал, что неврозы уходят корнями в конфликты и психотравмыраннего детства. Это наблюдение хорошо согласуется с тем, что в раннемдетстве есть исходная, физиологическая готовность к отказу от поиска вответ на любые угрожающие ситуации. Связано это с недостаточно зрелымимеханизмами поискового поведения, и постепенно в процессе правильногоразвития и воспитания эта тенденция преодолевается. Однако если до еепреодоления, на фоне доминирующего отказа от поиска, разворачиваютсятяжелые психотравмирующие переживания, связанные с конфликтами родителейили неправильным воспитанием, отсутствием соразмерной поддержки со стороныродителей, тогда тенденция к отказу от поиска закрепляется и впоследствиилегко может трансформироваться в реакцию вытеснения; механизмы защиты отвытеснения (сновидения), связанные с развитием образного мышления,страдают также из-за отсутствия эмоционального контакта с близкими людьми.Таким образом, концепция поисковой активности выводит психодинамическуюконцепцию из "психологической" изоляции и вводит ее в кругестественнонаучных концепций о функции мозга и поведения.






Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: