Пятый вопрос: Общение: наука и искусство

Рассматривая общение как основу педагогической деятельности, необходимо ответить еще на один вопрос: «Обще­ние — это наука или искусство?»

Общение — исключительно индивидуально-творческая сфера лич­ности. Знания же являются базисом искусства общения. Творче­ство педагога в использовании научных основ общения с учетом личностных качеств и есть искусство.

Ранее мы говорили о стилях руководства. Педагог—мастер сво­его дела и демократичен, и авторитарен, и либерален одновре­менно. Искусство его общения с воспитанниками состоит в том, чтобы определить, каким быть стилю руководства в конкретной учебно-воспитательной ситуации.

Искусству общения надо учиться, но «нельзя научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом, если он, откровенно говоря, не любит детей, не любит профессии», — утверждает А. А. Леонтьев.

Тем, кто любит детей, кто ориентирован на педагогическую деятельность, предлагаем мудрые советы известных педагогов и психологов:

• в педагогической деятельности необходимо использовать весь многочисленный репертуар общения, т. е. обмен информа­цией, организацию взаимоотношений, познание личности ре­бенка, оказание воздействия;

• четко формулируйте конкретную задачу, которую вы реша­ете в общении и через общение;

• продумайте стратегию и тактику общения, отберите воз­можные приемы взаимодействия и воздействия на сознание и по­ведение детей;

• в процессе общения концентрируйте внимание на реализа­ции своей конкретной задачи, ей подчиняйте все свои' действия, все свои личностные свойства;

• общение с детьми важно строить не «от себя», а «от них»,
тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогического видения.

Источники

1. Атватёр И. Я Вас слушаю. — М., 1988.

2. Ильин Е. Н. Минувших дней итоги... — Л., 1991.

3. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990

4. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

2. Леей В. Исповедь гипнотизера. — Кн. 2. — М., 1994.

3 Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1992.

3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М.; Нальчик, 1996.

4 Самоушна Н. В. Игры, в которые играют... - Дубна, 1996.
5. Радионова Н. Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. -

5 Российская Педагогическая Энциклопедия. - М., 1999. — Т. 2. 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: