Рассматривая общение как основу педагогической деятельности, необходимо ответить еще на один вопрос: «Общение — это наука или искусство?»
Общение — исключительно индивидуально-творческая сфера личности. Знания же являются базисом искусства общения. Творчество педагога в использовании научных основ общения с учетом личностных качеств и есть искусство.
Ранее мы говорили о стилях руководства. Педагог—мастер своего дела и демократичен, и авторитарен, и либерален одновременно. Искусство его общения с воспитанниками состоит в том, чтобы определить, каким быть стилю руководства в конкретной учебно-воспитательной ситуации.
Искусству общения надо учиться, но «нельзя научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом, если он, откровенно говоря, не любит детей, не любит профессии», — утверждает А. А. Леонтьев.
Тем, кто любит детей, кто ориентирован на педагогическую деятельность, предлагаем мудрые советы известных педагогов и психологов:
• в педагогической деятельности необходимо использовать весь многочисленный репертуар общения, т. е. обмен информацией, организацию взаимоотношений, познание личности ребенка, оказание воздействия;
|
|
• четко формулируйте конкретную задачу, которую вы решаете в общении и через общение;
• продумайте стратегию и тактику общения, отберите возможные приемы взаимодействия и воздействия на сознание и поведение детей;
• в процессе общения концентрируйте внимание на реализации своей конкретной задачи, ей подчиняйте все свои' действия, все свои личностные свойства;
• общение с детьми важно строить не «от себя», а «от них»,
тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогического видения.
Источники
1. Атватёр И. Я Вас слушаю. — М., 1988.
2. Ильин Е. Н. Минувших дней итоги... — Л., 1991.
3. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990
4. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
2. Леей В. Исповедь гипнотизера. — Кн. 2. — М., 1994.
3 Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1992.
3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М.; Нальчик, 1996.
4 Самоушна Н. В. Игры, в которые играют... - Дубна, 1996.
5. Радионова Н. Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. -
5 Российская Педагогическая Энциклопедия. - М., 1999. — Т. 2. 1989.