Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами между национальными хозяйствами разных стран. В её основе лежит международное разделение труда (МРТ), т.е. специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которыми эти страны, вступая в кооперацию, обмениваются между собой.
Факторы, стимулирующие развитие МРТ:
1. Социально-географический – это различия между странами по географическому положению, территории, численности и структуре населения.
2. Природно-климатический – обеспеченность пахотными землями, полезными ископаемыми, водными и другими ресурсами.
3. Технико-экономический – страны имеют разные уровни экономического и научно-технического развития. Некоторые из них дешевле и лучше производят ту или иную продукцию, владеют теми или иными научными открытиями.
4. Научно-технический прогресс.
Преимущества специализированного производства и обмена его продукцией можно оценивать по абсолютному и сравнительному вариантам.
|
|
1. Абсолютные преимущества международной специализации и торговли проявляются тогда, когда та или иная страна производит данный товар с меньшими, чем у других стран, прямыми (явными) издержками. Страны обмениваются продукцией, которую они делают дешевле, чем их торговый партнер.
2. Сравнительные преимущества международной специализации заключаются в том, что каждой стране выгоднее экспортировать те товары, для которых цена выбора у неё относительно ниже, чем в других странах. Страны обмениваются продукцией, на производство которой они затрачивают относительно меньше ресурсов. Есть страны со всесторонне развитой и эффективной экономикой, у которой прямые издержки по многим видам продукции ниже, чем в других странах, значит ли это, что внешняя торговля ей вообще не нужна. Сравнительные преимущества проявляют себя в ситуации, когда сопоставление стран проводится не по явным, а по альтернативным (неявным, скрытым) издержкам производства.