Экономический рост - количественное и качественное увеличение и усовершенствование общественного производства.
Плюсы:
1. Прирост производства и богатства общества
2. Рост международного престижа страны
3. Повышение жизненного уровня людей
4. Улучшение условий их труда
Минусы:
1. Ухудшение среды обитания людей
2. Исчерпание невосполнимых ресурсов
3. Перенаселенность больших городов
4. Проблемы переквалификации кадров
5. Рост интенсивности труда.
Различают два пути экономического роста:
Экстенсивный – (расширяющий) предполагает простое количественное увеличение факторов производства без их качественного изменения, (вовлечение в экономику дополнительной рабочей силы, земли, капитала того же качества).
Интенсивный – (напряжение) означает экономический рост за счёт совершенствования и повышения эффективности использования факторов производства (применение более совершенной техники, квалифицированного труда).
Измеряют экономический рост двумя основными способами:
1. В определении степени увеличения общего объёма реального ВНП, ВВП, национального дохода.
2. Расчёт степени увеличения ВНП, ВВП, национального дохода на душу населения.
1. Природные ресурсы, (земельные, водные, лесные, минеральные).
2. Трудовые ресурсы, (человеческий капитал).
3. Научно-технические знания, (изобретения, инновации, разработка новых машин, оборудования).
4. Основной капитал, (увеличение инвестиций, накопление и обновление капитала, повышение доли активных фондов).
5. Структура экономики, (должна быть рациональной, прогрессивной, обладать способностью гибко меняться в ответ на вызовы времени и потребности людей).
6. Совокупный спрос, (суммарный спрос на товары и услуги со стороны населения, предприятий и государства).
7. Тип экономической системы, (рыночная, административно-командная и т.д.)
8. Социально-политические факторы, (соблюдение законов, нетерпимость общества к коррупции, воровству, бюрократии).
Суть социальной политики государства в регулировании социально-экономических условий жизни общества, в заботе о благосостоянии всех его граждан. Государство является субъектом социальной политики, которая представляет собой деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества.
Два главных направления социальной политики:
1. Обеспечение всем трудоспособным благоприятных условий для предпринимательства и труда:
· либерализация бизнеса,
· поощрение малого бизнеса,
· поддерживание высокой занятости,
· регулирование трудовых отношений.
2. Обеспечение определенного стандарта благосостояния для всех членов общества:
· перераспределение доходов в обществе,
· пенсии, пособие нетрудоспособным, малообеспеченным и безработным,
· общее образование и необходимая медицинская помощь для всех.
Уровень благосостояния людей характеризуют получаемые ими доходы. Доходы рассматривают на разных уровнях, используя три основных показателя:
1. Номинальный доход – это общее количество денег, полученных за определенный период, (заработная плата, рента, %% по вкладам, льготы, дивиденды по акциям и т.д.) «начисленные доходы».
2. Располагаемый доход – номинальный доход за минусом налогов и других обязательных платежей, (отчисления в пенсионный фонд, на социальные нужды) «чистые доходы».
3. Реальный доход – те товары и услуги, которые куплены на сумму располагаемого дохода, «отоваренные доходы».
Принципы распределения доходов в обществе:
1. Уравнительное (эгалитарное) распределение – все члены общества получают равные доходы или блага.
2. Рыночное распределение – каждый из владельцев того или иного фактора (рабочей силы, земли, капитала, предпринимательских способностей) получает разный доходов в соответствии с хозяйственной полезностью и продуктивностью.
3. Распределение по накопленному имуществу, он проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству какую-либо собственность.
4. Привилегированное распределение – особое, льготное распределение для определенного круга лиц.
В реальности все четыре принципа нередко по-разному сочетаются. Однако, какая бы система распределения ни была, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов людей.
Проблема неравенства доходов в обществе.
В условиях развитого рынка существование неравенства объективно задано тем, что рыночная система – это бесстрастный и жёсткий механизм, который вознаграждает людей лишь по конечной эффективности их деятельности. Люди же весьма различаются между собой: по трудолюбию, активности, способностям, образованию. Уровень социальной политики государства призван смягчить неравенство в доходах людей, что бы не допустить социального расслоения и напряженности в обществе. Однако слишком активное вмешательство государства в перераспределение доходов заметно снижает эффективность производства, поскольку растущие налоги подавляют интерес состоятельных людей к хозяйственной деятельности, а у бедных, получающих всё больше помощи, ослабевает тяга к поиску работы и энергичному труду. И здесь неизбежно возникает противоречие между эффективностью производства и равенством доходов, они несовместимы, общество должно выбрать либо равенство (но с неэффективной экономикой), либо эффективность (но с неравенством доходов).
Для отражения степени неравенства в обществе используют два взаимосвязанных показателя:
1. Кривая Лоренца, она изображается графически и показывает доли доходов тех или иных групп населения страны. Эта кривая показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех получателей.
2. Индекс Джини, представляет собой коэффициент, который выражает численно степень неравномерности распределения доходов.
Также для измерения неравенства в обществе аналитики применяют и так называемый децильный коэффициент – число, показывающее, во сколько раз доля доходов наиболее обеспеченных граждан общества превышает долю наименее обеспеченных.
Дополнительная ценность кривой Лоренца и индекса Джини в том, что они позволяют проводить многосторонний анализ положения с распределением доходов в стране.