П. Я. Гальперин лекции по психологии. Например, рыбы обычно идут против течения

Например, рыбы обычно идут против течения. Человек же принимает вертикальное положение потому, что у него есть специальный физиологический аппарат, который ориентирует его в отношении центра тяжести Земли. А если вас повернуть вверх ногами, то вы будете чувствовать себя неуютно и постараетесь повернуться обратно.

Дело в том, что у рыб и тем более у человека имеется ориентация на действующую силу, но она не только механическая. Рыбы обычно идут против течения, но они могут идти и поперек течения, и по течению. Одним словом, прочной привязанности к раздражителю нет. А вот тропизмы в собственном смысле — это такие реакции, когда при воздействии раздражителей на организм включается врожденный механизм и организм идет или навстречу этому воздействию, или от него. Например, белые шарики крови идут навстречу всякому химическому раздражителю, который попадает в кровь, в том числе и пищевому. Когда пища переварена и попала в кровь, белые шарики захватывают порции пищи и разносят по всему организму. А если в организм проникает какая-нибудь зараза, вульгарно выражаясь, то эти микробы производят токсины, которые, идя по току крови, встречают когорту белых шариков, идущих навстречу этому все усиливающемуся току токсинов, пока не дойдут до того места, откуда исходит этот болезненный раздражитель. Они окружают это место и блокируют его. Внешне это выглядит как нарыв. Но при этом, конечно, нет необходимости думать, что белые шарики что-то соображают, о чем-то думают, стараются излечить своего хозяина и т. д. Тут достаточно чисто химического действия Это то же самое, что ракеты, которые настраиваются, чтобы идти по линии всевозрастающего температурного показателя. Если они попадают в хвост отработанных газов самолета, в зону повышенной температуры, ракета поворачивается так, что струя газа идет прямо на настраивающий прибор полинии всевозрастающей температуры, пока не настигает источник. Такая машина лучше всего показывает, что никакого сознания здесь не требуется, а достаточно взаимодействия раздражителя (в данном случае температуры) и воспринимающего прибора, настроенного на этот раздражитель и на то, чтобы идти по линии всевозрастающего действия этого раздражителя.

Собственно тропизмы — это такие реакции, которые к психологии отношения не имеют, это не психологические реакции, а физиологические. Но они чрезвычайно значимы для психологии, по-

I


■в

тому что как бы намечают то соотношение с внешними раздражителями, на оси которого потом начинает развиваться психика. Сначала чисто физиологическим образом намечается определенное I соотношение организма со средой. Какие-то воздействия среды, [ прямо влияющие на организм, на его воспринимающие органы, I вызывают реакцию приближения и захвата этого объекта или, на-I оборот, ухода от этого объекта чисто физиологическим образом, I без всякой психики. Это основное отношение раздражителя и орга-I низма составляет ось, по которой потом начинает развертываться и I психологическая деятельность.

| Следующая форма — инстинкты. Это вещь, несомненно име-

\ ющая отношение к психологии не только как ее предпосылка, но и как вероятная форма действия и жизни. И очень важная, потому что с давних времен и до сих пор проблема инстинктов, и особенно инстинктов у человека, — очень острая и болезненная проблема. В частности, она имеет значение для воспитания, потому что всякое подчеркивание роли органического, биологического, грубо говоря, звериного начала в человеке в своем онаученном виде всегда опирается на теорию инстинктов. Если вы это допускаете, тогда положение становится очень затруднительным. Тогда инстинкты выступают как что-то такое, что заложено в самой организации тела, с чем приходится бороться. А борьба с тем, что заложено в самой структуре организма, — бессмысленна. Это очень болезненная и общественно важная проблема. Но прежде чем решать вопрос о том, есть инстинкты у человека или нет, надо выяснить, что такое инстинкт

Само слово идет от античных времен — это последний век до нашей эры и начало нашей эры В то время была такая философская школа (потом вы о ней узнаете много больше) — стоиков, которая считала, что отличительным свойством человека является разум. А так как у животных тоже выявляется поведение вроде бы разумное в обычных условиях, однако разум у животных признавать они не хотели, то они считали, что животные наделены каким-то другим началом Его и назвали инстинктом. Это латинское слово, означающее побуждение Стоики считали, что вместо разума у животных имеется побуждение, слепое, ими самими не осознаваемое, которое проистекает из организации тела животного и толкает животное на объективно целесообразное, полезное для него поведение. Это


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: