double arrow

ЛЕКЦИЯ 8. ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТЫ АНТРОПОГЕНЕЗА. собирание в кучу и т. п. В первобытном человеческом обществе возникает необходимость сообщения чего-то

5 Лекции по психологии


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

собирание в кучу и т. п. В первобытном человеческом обществе возникает необходимость сообщения чего-то, а не в сигнале, который заставляет непосредственно реагировать. Так появляются первые зачатки языка, речи, а это присуще умственному плану. У животных нет памяти отдельно от восприятия. У них память участвует в оформлении восприятия, а если она дает картины прошлого, то эти картины воспринимаются как актуальные ситуации, т. е. как действительно происшедшее. Для животного характерно, что если оно во сне видит охотничью сцену, то оно и в сновидении живет как в действительности. Для него сновидения, а тем более галлюцинации (это формы ошибочные, ложные) на деле выступают как восприятия. Животное живет только в плане восприятия. У животных есть мышление и разумное решение задач. Но и это разумное решение задач тоже происходит только в плане восприятия, за пределы которого животное не выходит. А у человека благодаря языку и речи наряду с планом восприятия возникает еще один план — идеальный. Вот это очень важно. Сначала он возникает как объективный план общественного сознания. Ведь язык есть форма общественного сознания. Возникает особая действительность — действительность языка и построенная на ней речь. И вот это-то, собственно, и создает возможность нового умственного плана.

Под умственным планом следует понимать не просто то, что происходит в уме, а то, что происходит в уме и осознаётся как отличное от того, что происходит во внешнем плане. В действительности люди видят от случая к случаю галлюцинации или сновидения внутреннего плана — собственного плана сознания Это возникает только у человека. И далее на канве объективно-общественного сознания труд начинает вышивать узоры того или другого понимания вещей. Труд может быть разным в различных обществах, но сущность его заключается в следующем: сначала идет производство орудий, а потом с их помощью — производство одежды, жилых строений, посуды и т. д. Затем в вещах обнаруживаются внутренние свойства, не совпадающие с их внешним обликом. Так впервые человек различает видимое явление и внутреннюю сущность. Для животных такого различия не существует. Вспомните ошибки животных, которые по типу внешних отношений стараются установить и физические отношения. Помните, когда обезьяна берет лестницу и ставит ее к стене, что кажется ей вполне плотным прикреплением?

ГСП


Пот

Таким образом, для животного не существует различия видимого и истинного качества. Животное способно только к восприятию внешнего. А человек может отделить видимое от сущности.

С изготовлением любых предметов и прежде всего орудий труда начинает вырисовываться понятие цели. Это не всегда различают и говорят, скажем, о целях у животных: например, цель животного в том, чтобы захватить какой-то объект. Это не цель, это просто неточное выражение. Надо отличать цель как то, чего нет и что должно быть, от того, что есть в естественном виде в природе и что составляет предмет достижения. Таким образом, одно дело — настигнуть добычу, которая уже имеется, в природе, а другое дело — произвести хотя бы простейшее орудие труда, которого вообще нет в природе. Понятие цели возникает как понятие достижения того, чего нет и что нужно специально изготовить. Причем не нужно думать, что цель — это всегда то, чего пока нет. Целью может быть и имеющийся образец, по которому надо сделать другую такую же вещь. Но все-таки образец — он уже есть, а вы делаете теперь то, чего еще нет, — второй образец уже имеющегося орудия. В связи с этим возникает и отношение к будущему. Оно возникает еще раньше, когда только начинается планирование мероприятий по собирательству, по охоте и т. д. Потом я расскажу подробнее в лекции о памяти, что жизнь во времени начинается не с прошлого, а с будущего. Дело не в том, что какое-то время уже прошло и это осознаётся, а в том, что когда начинается планирование на будущее, то в интересах планирования предстоящих действий происходит и воспроизведение чего-то полезного из прошлого опыта Причем это прошлое нередко оказывается выдуманным, фантастическим. Но для первобытных людей важно не то, что было или не было в действительности, а то, что это воображаемое прошлое могло служить для организации деятельности в будущем. Поэтому пусть оно будет надуманное, лишь бы оно выполнило свою полезную роль.

Итак, начинается жизнь во времени: сначала в будущем, а отсюда уже и в прошлом, создается сложная система человеческой жизни. И в связи с этим происходит разделение отдельных форм психической деятельности человека — то, что вообще отсутствует у животных У животных есть восприятие, и все формы психической деятельности протекают внутри этого восприятия. А у человека выделяется память как задача (неважно — действительного или мнимого)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: